Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти



NESTE RALLY FINLAND:
ПЕРЕЛОМ СЕЗОНА
В ЮБИЛЕЙНОЙ ГОНКЕ


Neste Rally Finland вошло в историю под своим оригинальным названием - ралли «1000 озер». Вообще, у этой уникальной гонки много художественных «имен». Ее называют классикой раллийного жанра, ралли «тысячи трамплинов», а в последнее время - еще и «Гран-при Ювяскюля». Все это полная правда. Грунтовые дороги Финляндии идеально подходят для ралли, они действительно содержат сотни прыжков - от небольших «разгрузов» до таких полетов, что захватывает дух. А скорости в последнее время сопоставимы с теми, что показывают гоночные автомобили на иных асфальтовых трассах. Судите сами: перед стартом представители Peugeot заявили о том, что сделали выводы из прошлогодних результатов и настроили автомобили на максимальную скорость 235 км/ч. Забегая вперед, можно сказать - это пригодилось! Ни на одном из участков Neste Rally Finland-2000 средняя скорость лидеров не падала ниже 110, достигая иногда умопомрачительных 135!
Лишь «Шкода» предпочла пропустить этот этап, все остальные «заводчане» прибыли в полных, даже усиленных составах. SEAT и Mitsubishi, настороженные провальными результатами последних гонок, подготовили новые автомобили - почти неизменные снаружи, но здорово «перетряхнутые» внутри. Эта гонка стала юбилейной - пятидесятой по счету. Традиционный банкет-награждение был заменен на предстартовые празднования юбилея, завершившиеся роскошным фейерверком у здания нового штаба. Да, центр ралли переместился в городской выставочный и деловой комплекс «Павильонки». Не знаю, насколько удобно стало участникам (хотя одно то, что информационный центр теперь расположился в 20 мет-рах от зоны техосмот-ров и ночного закрытого парка - уже существенный плюс), но пресс-центр вырос раза в 4, а места под парковки стало хватать всем.

СПОР САМЫХ БЫСТРЫХ
Пресс-конференции перед стартом напоминали кадры храбрящихся перед боем боксеров. Немудрено - вторая половина чемпионата уже началась, а ясности нет никакой. В личном зачете после серии неудач Бернса ему «на хвост» сел Маркус Гронхольм - главное открытие нынешнего сезона. Бернс храбрился: «В худшем случае, после этой гонки я буду делить лидерство!» То есть - планировал финиш не ниже второго места. А на вопрос, не давит ли на него факт, что в Финляндии бороться со скандинавами - почти дохлый номер, отшучивался: «Да, давит, особенно на мою правую ногу, которая не отпускает газ минимум в 300 местах, где это настоятельно рекомендует разум!» В командном первенстве позиции Subaru и вовсе повисли на волоске - и Peugeot, и неожиданно, как по мановению волшебной палочки, ставшие надежными Ford, уже были на расстоянии не то, что удара. Малейшая ошибка стоила бы лидерства! И вновь - боксерская «самонакрутка», на этот раз - в исполнении шефа команды: «То, что всего-то пара наших ошибок сразу вызывает кучу вопросов - что случилось?, - и есть лучшее доказательство нашей силы!». Да и соперники - не хуже. Ford подготовил «глобальную» сенсацию, подписав-таки очередной двухлетний контракт с Колином МакРеем. Причем свершилось это даже на уровне не руководства команды, а правления корпорации! Дабы сохранить «изюминку», цена вопроса была оставлена сверхсекретной, а с ней и интрига, интересная всем - стал ли контракт еще больше, чем прошлый, с фантасти- ческой для ралли суммой в $10.000.000. «Упустившие» МакРея Peugeot быстренько сгенерировали свою сенсацию, хоть и поменьше масштабом. Пригласив на финскую гонку в напарники Гронхольму его... двоюродного брата, Себастьяна Линдхольма, пилота тоже весьма авторитетного в раллийном мире.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Впрочем, все это волновало зрителей только до момента старта. А когда гонка началась - все внимание сконцентрировалось именно на ней. Благо, атмосфера поддерживалась активно. Традиционные телерепортажи 4 раза в день, специально отданная под прямое и постоянное освещение ралли волна радио «Центральная Финляндия», и даже новинка - передача GSM-текстом горячих новостей на аппараты подписавшихся. Возвращенный в состав гонки суперэтап на ипподроме на окраине Ювяскюля - аж два вечера подряд. Попробуй тут устоять в стороне! И, казалось, - вся страна Суоми собралась смотреть гонку. Порой возникал вопрос: а кто же в это время водит поезда и автобусы, дежурит в больницах? Три дня на обочинах раллийной трассы бушевал «первомай», порой, живой коридор тянулся на несколько километров подряд! Помогли в этом и иностранцы. Русская речь звучит уже привычно по всей длине дистанции - наши стали приезжать не только из Питера. И это не говоря о прибалтах, немцах, поляках, и тем более - гостях из других скандинавских стран. Практически, из каждой страны, от которой выступала хоть одна машина (а может - и не только) прибыла «группа поддержки»! Кстати, российское представительство на этот раз тоже было не маленьким - стартовало аж 4 «наших» экипажа. Увы, уже на СУ-2 их число сократилось вдвое: технические неисправности привели к авариям автомобилей питерца А. Подгорного и москвича А. Жигунова.
Увы, россияне не играют заметной роли на международных ралли. Толпа следит за первой двадцаткой - там, где идет игра на всю. Первые допы - «разогревочные», экипажи набирают боевой ритм. Лишь к СУ-3 борьба началась во всей красе. К тому времени Гронхольм уже захватил лидерство, а Бернс смог выиграть свои первые допы, лишь когда начался дождь. Пара главных дуэлянтов оказалась вполне предсказуемой в отличие от того, что на третье место прорвался Харри Рованпера, стартовавший на «полузаводской» Toyota Corolla WRC. Уже на СУ-2 из борьбы, по сути, выбыл Карлос Сайнс - проблемы с электроникой вынудили его заняться заменой управляющего компьютера и потерять более 5 минут. Томми Мякинен, на которого в Ювяскюля делаются особые ставки, так и не смог найти оптимальных настроек передаточных чисел, ошибся с выбором резины, и в результате к концу дня шел лишь на восьмом месте. Было заметно: хотя четырехкратный чемпион по-прежнему фантастически быстр, его «Лансер» так и не может бороться с «Пежо», «Субару» и «Фордом».
Колин МакРей, несмотря на свой «коронный» рискованный стиль езды, не нашел «противоядия» для Бернса и Гронхольма: «...Они не оставляют ни малейшего допуска на ошибку, режут повороты так, что даже я не понимаю, как это происходит! Я ничего не могу с ними поделать!». Третий, «незачетный» представитель Ford - Петтер Сольберг, получает от руководства команды «карт бланш» ехать "на полную катушку". В результате после нескольких времен в лидирующей группе норвежец явно разгоняется быстрее, чем было допустимо. Кадры «убора» Сольберга напоминали шествие по лесу Годзиллы - деревья качались, тряслись и крушились, когда потерявший управление Focus почти 50 метров летел чуть ли не в двух метрах над землей. Петтер после этого еще и храбрился: «Машина поехала бы дальше, вот только застряла носом в дереве, а кормой - в озере, и нам было просто не вернуть ее на дорогу!». Менеджер Ford был более сдержан: «Эта авария не является для нас неожиданностью, это - закономерный этап становления молодого пилота».
Новая «эволюция» SEAT тоже не стала открытием - в первый день оба автомобиля страдали от недостатка управляемости. Зато и вторая Subaru под управлением Канккунена была просто великолепна. Оба Hyundai, несмотря на то, что «на глаз» не особо отставали от лидеров, могли надеяться разве что на место в «десятке» - для «молодой» машины, не достигшей еще пика мощности и скорости, сверхзадач на это быстрое ралли и не ставилось.
Плотная борьба разворачивалась в группе N, где десяток пилотов могли вступить в более-менее ровную борьбу. Могли... На деле же первый день свелся к дуэли экипажей Пухаки и Паасонена. Пухака, выступающий за команду НИИШП, на этот раз боролся лишь за себя - специальным решением ФИА российская команда была отлучена от возможности получения очков в «Кубок команд» - видимо за «провал» старта в Швеции. Но пилоту это не мешало демонстрировать свою запредельную, не подчиняющуюся никаким законам физики, манеру езды. Впрочем, смотрящийся на фоне Пухаки этаким «аккуратистом» Паасонен в итоге показывал более быстрые времена!

ДЕНЬ ВТОРОЙ
Второй день - день самых высоких скоростей. Именно спецучастки второго круга позволяли развивать то самое «за 200». И уже рано утром сенсационная весть, по сути, решила судьбу ралли. Получив финишную «отмашку», Бернс ошибся на входе в поворот к судейской машине «отметки» и улетел метров за 30 от дороги. Совершившая несколько переворотов Impreza уже не могла продолжать движение. Осознавший, что лишился и амбициозных планов на это ралли, и лидерства в чемпионате, Бернс отвечал на вопросы с юмором висельника: «Не ушиб ли я что? Не особо - немного шею. Да, еще машину слегка...». Добрая половина вечерних репортажей была посвящена «разбору» аварии Ричарда, но это было уже потом. А пока набравший максимальный ход Гронхольм внезапно получил «вакуум» за спиной и даже жаловался: «Теперь постоянно идти максимально быстро мне вроде и не надо, но по другому сложно удержать ритм!».
Авария Бернса затмила другие сходы. Не доехал всего 500 метров до утреннего сервиса Тони Гардемайстер - «забастовали» бензонасосы SEAT Cordoba WRC E3. Фредди Лойкс «убрался» на одном из утренних допов, повредил радиатор, и не дотянул даже до конца участка. Финн Туохино на «Тойоте» тоже совершил вылет с трассы и... девятого места. Остановился четвертый заявленный Ford Focus - Тапио Лаукканена подвел мотор, и лидирующая десятка лишилась еще одного «соискателя». Были и обратные примеры. Сайнс, даже умудрившись «поймать крышу» рано поутру, все равно смог прорваться со 110-й позиции в третий десяток. И не собирался останавливаться на этом, а механики так «разогнули» его Focus, что следов аварии было почти не видно. «Сеат» Ориоля на некоторое время «образумился», позволив французу в подарок к его 43-летию подняться на 8 строк таблицы вверх. Кеннет Эрикссон оставил своего «коллегу» по команде Алистера МакРея одного отстаивать позиции Hyundai в десятке лидеров после того, как ремонт отвалившегося провода на «допе» отбросил его на 5 минут назад. Маркко Мартин, дважды получавший проколы колес (второй раз чуть было не привел к сильному удару о столб), тем не менее не снижал темп. И уж если кто и пострадал от колес больше всего - так это Юха Канккунен, которому пришлось потерять 4 минуты на «шиномонтаж» не где-то, а на «коронном» допе ветерана-финна - 34-кило-мет-ровой «Оунинпохья».
Несмотря на начавшиеся «локальные» дожди, интрига гонки плавно сместилась к борьбе за второе место - к отчаянной погоне Колина МакРея за Харри Рованперой. Именно эта погоня и стала «затравкой» интриги дня последнего...

ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Утром третьего дня Гронхольм стартовал с минутным запасом, а после Мякинена и Линдхольма (соответственно, идущих четвертым и пятым) тоже был разрыв, преодолеть который за пять оставшихся спецучастков было нереально. А вот в этой группе «зазоры» не превышали 20 секунд. Хотя три дня столь непростого ралли, огромные скорости и жесткие прыжки стали изматывать и технику. Вновь пропала управляемость SEAT, открылась течь масла и сбились характеристики амортизаторов на машине Мякинена, а электрика «Фокуса» МакРея стала «развлекаться», поочередно включая все оборудование - даже дворники. Переход второго места в руки Колина оказался драматичным. Рованпера получает 20 секунд пенализации на въезде в один из сервис-парков. Причем неясно - то ли опоздал, то ли что-то в контрольной карте напутали. Неясно даже судьям! Через некоторое время пенализацию снимают (то есть - МакРей опять третий), но потом... добавляют вновь, уже в размере 10 секунд! МакРей снова оказывается вторым, и отчаянный финишный спурт Рованперы уже не приносит эффекта.
Итак, победа Гронхольма и серебро МакРея полностью изменили ситуацию в чемпионате. Маркус - лидер среди пилотов, Ford - среди команд. Теперь не прочь подвинуть Subaru еще подальше от лидерства и Peugeot - французские машины вновь показали феноменальный результат: все три экипажа оказались среди 6 первых!
Из россиян до финиша добрался лишь московский экипаж С. Грязин - Д. Еремеев, второго питерца А. Хановича подвела поломка привода наы второй день. Пятидесятое Neste Rally Finland ушло в историю, вписана еще одна страница в «классическую» историю. В сентябре команды ждет проба сил на новом поле. Ралли «Кипр» еще ни разу не было этапом Чемпионата, и лишь Армин Шварц из «Шкоды» имеет опыт выступления на жарком острове. Посмотрим, как сложится борьба «с чистого листа». Ведь ставки высоки как никогда...



Результаты Neste rally Finland-2000
1. М. Гронхольм/Т. Раутиайнен (FIN, Peugeot 206WRC) 3:22.37,1
2. К. МакРей/Н. Грист (GB, Ford Focus WRC) 3:23.43,3
3. Х. Рованпера/Р. Петилайнен (FIN, Toyota Corolla WRC) 3:23.46,7
4. Т. Мякинен/Р. Манисенмяки (FIN, Mitsubishi Lancer Evo) 3:24.15,8
5. С. Линдхольм/Ю. Ахо (FIN, Peugeot 206 WRC) 3:24.43,1
6. Ф. Делекур/Д. Граталу (F, Peugeot 206 WRC) 3:27.42,3


Положение в чемпионата мира после 9 этапов:
Пилоты Очки Команды Очки
1. Гронхольм 44 1. Ford 63
2. Бернс 38 2. Subaru 60
3. К. МакРей 36 3. Peugeot 54
4. Сайнс 27 4. Mitsubishi 33
5. Мякинен 26 5. Skoda 8
6. Канккунен 18 6. SEAT 7
        7. Hyundai 5

Антон Борисенко, фото автора и Александра Кулакова




Архив номеров

Обратная связь

О Рекламе

О журнале

К оглавлению


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker