Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Волга-Волга...

Признаемся, это первый случай, когда попадающий к нам на тест автомобиль можно смело назвать культовым. За три десятилетия жизни на конвейере Волга успела побывать символом власти и эталоном качества, поработать в спецслужбах и в таксопарках (где ей нет альтернативы и по сей день), стать своего рода олицетворением понятия "жизнь удалась", несбыточной мечтой советского автолюбителя, а на склоне лет нежданно-негаданно превратиться в дешевый и общедоступный товар. И теперь каждый, кто располагает вполне подъемной суммой, может в мгновение ока почувствовать себя секретарем райкома КПСС или офицером комитета госбезопасности. Мы по причине своего возраста застали лишь закат той неповторимой эпохи, однако помним, как мальчишками провожали восхищенными взглядами утыканные антеннами черные Волгари. Поэтому удержаться от соблазна познакомиться с этой самодостаточной машиной поближе мы не смогли.
В качестве предисловия вкратце пробежимся по страницам биографии машины. Название "Волга" было присвоено перспективной разработке горьковского автозавода ГАЗ-21 еще в 1953 году. В 1968-м началось производство Волги второго поколения, получившей обозначение ГАЗ-24 и заимствовавшей от предшественницы 2445-кубовый двигатель. Потом наступил долгий период затишья, настоящий застой, и только в 1982 году на свет появилась модель 3102, представлявшая собой люкс-исполнение "двадцать четвертой"; машина предназначалась исключительно для государственных учреждений и в свободную продажу не поступала. В 1985-м базовый ГАЗ-24 претерпел первые изменения, получив черную облицовку радиатора, дверные ручки и от 3102 и новый интерьер. Подретушированный автомобиль нарекли ГАЗ-24-10.
А в декабре 1991 года эстафету у 24-10 приняла модель 31029. Технология ее создания проста до банальности: к ГАЗ-3102 приставили новый нос и все. В результате получилась странная на вид конструкция, носовая часть которой визуально казалась короче багажника. За такой специфический внешний вид автомобиль получил прозвище "овцебык", да и старую кличку "баржа" ему припомнили. Однако, несмотря на шквал критики, объемы производства начали стремительно расти: если в 1990 году было выпущено около 70 000 машин, то в 1993-м - 103 000, а с 1996-го из ворот завода ежегодно выходят по 125 000 Волг. Эта цифра соответствует максимально возможной загрузке конвейера.
Ровно три года назад автомобиль пережил капитальную модернизацию и стал называться ГАЗ-3110. Полностью изменились дизайн носовой и задней частей и интерьер, но главным событием оказался первый в истории отечественной автопромышленности серийный 16-клапанный мотор ЗМЗ-4062, устанавливаемый на часть машин. Косметические улучшения "по мелочам" продолжались, и с 2000 года все Волги комплектуются окрашенными в цвет кузова интегральными бамперами, боковыми молдингами и облагороженной внутренней отделкой дверей.

СНАРУЖИ

Эти самые бампера радикально улучшают вид машины. По большому счету, для характеристики дизайна "десятки" достаточно одного слова: стильный. Нет, не красивый, не стремительный, не функциональный, а именно стильный. Даже так: стильный с очевидным уклоном в сторону солидности и представительности. И явно просматривающиеся в облике автомобиля черты из далекого прошлого - как то форма дверных проемов, крыши и лобового стекла - добавляют Волге индивидуальности и ставят ее вне времени. Первое место среди всех элементов автомобиля по привлекательности, бесспорно, занимает хвостовая часть с симпатичными фонарями, тонированными секторами заднего хода и надписями "Волга" и "3110", выполненными оригинальным шрифтом. По нашему мнению, среди всех российских машин "десятка" выглядит с "тыла" наиболее современно и выигрышно. Причем никакого диссонанса между частями автомобиля, от которого так страдала модель 31029, здесь нет и в помине. А понравившийся нам короткий и закругленный задок делает Волгу смахивающей на итальянские Lancia семидесятых - например, на Flаvia или Beta Trevi. Еще одно веяние моды - передние и боковые указатели поворотов белого цвета.

ВНУТРИ

Старость - далеко не всегда радость, в чем мы убедились в процессе "загрузки" в салон. Покатая в поперечном сечении крыша существенно ограничивает высоту дверных проемов, поэтому при посадке в машину приходится сильно пригибаться. Попутно заметим, что дверные замки на абсолютно новом автомобиле нуждаются в регулировке по причине очень нечеткой работы. Сиденья полностью вписываются в идеологию машины - широкие, в меру мягкие, с неплохой боковой поддержкой, между креслами есть подлокотник, он же играет роль крышки контейнера для мелких вещей. Но что нас сразу покорило, так это наличие регулировки поясничного подпора, которая здорово выручает в дальней дороге. Ну почему, почему ни в вазовской "десятке", ни в Святогоре нет такой элементарной, но настолько важной детали?! Главный минус передних кресел - их высокое размещение; в сочетании с низкой кромкой крыши это существенно ограничивает обзорность. Впрочем, как и широченные задние стойки. Казалось бы, внушительные габариты Волги подразумевают хороший запас внутреннего пространства - увы, голова высокорослого водителя оказывается расположенной вплотную к крыше. Зато хорошо просматриваются все подробности рельефа горбатого капота. Может быть, слишком хорошо.
Оформление интерьера оставляет приятное впечатление. Неплохо смотрятся передняя панель с ее мягкими обводами и "пухлое" рулевое колесо, единственный минус которого - недостаточный диаметр поперечного сечения. По количеству




















Технические Характеристики

приборов Волга легко может потягаться с любым Мерседесом: тут есть не только спидометр, тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива в баке, но и вольтметр, и указатель давления масла. Кажется, что от такого информационного натиска в глазах начнет рябить - однако нет, показания приборов, выполненных в незатейливой черно-белой гамме, благодаря крупным цифрам и делениям шкал, читаются без всяких проблем. Внушительных размеров подрулевые переключатели и рычаг коробки передач оптимально размещены и вполне удобны в использовании. Комплиментов заслуживает и педальный узел: педали разнесены так широко, что складывается ощущение, будто машиной можно управлять не только в валенках, а даже и в ластах. "Ползунковый" блок управления вентиляцией относится к очевидным анахронизмам, он неудобен как по расположению, так и по организации, но обилие дефлекторов и четкость их работы компенсируют этот недостаток. Открыв крышку перчаточного ящика, мы не знали, что делать - смеяться или плакать, настолько мал его объем. В помощь ему предназначена расположенная ниже полка, но, право, вместительного "бардачка" ничто не заменит. Любопытное решение: блок предохранителей прячется под декоративной накладкой с надписью "Волга", что над перчаточным ящиком. Находящиеся внутри салона, под рукой водителя предохранители - огромный плюс. К эргономике внутренних дверных ручек особых претензий нет: двери у Волги короткие, и за ними особо тянуться не требуется, а ручки замков находятся в самом подходящем месте. Вот кому раздолье, так это задним пассажирам: места здесь хоть отбавляй - и в области головы, и в области ног. Невольно вспоминаешь безоблачное прошлое Волги и понимаешь, что комфорт пассажиров был едва ли не главным приоритетом при проектировании машины. Спокойно сидишь, закинув ногу на ногу, и листаешь на вытянутых руках газету. Багажник - подстать салону, бесхитростно квадратный и бездонный. Его объем равен 500 литрам, точь-в-точь как у BMW седьмой серии! Однако оригинально расположенная "запаска", возлежащая на металлической полке, съедает добрую треть багажника. Если сюда установить еще газобаллонную аппаратуру, то места останется только для пары канистр. Отдельное спасибо инженерам, занимавшимся модернизацией ГАЗ-31029 - в отличие от своих коллег, переделывавших АЗЛК-2141 в Святогор (см. "Колеса", N35), они опустили нижнюю кромку багажника до уровня бампера, значительно облегчив процедуру погрузки-разгрузки.

В ДВИЖЕНИИ

Так, где у нас замок зажигания? Ага, кажется, нашли - под самой рулевой колонкой. Поворачиваем ключ, и салон наполняется… жужжанием бензонасоса. На холостом ходу вибрации от двигателя передаются на органы управления, но они вполне сносны. Включаем первую, отпускаем педаль сцепления, которую можно использовать как тренажер для мышц левой ноги, и начинаем движение. Мотор обладает хорошим крутящим моментам на "низах", поэтому Волга уверенно трогается и резво разгоняется. Второй "подхват" наблюдается в районе 3500 об/мин, когда становятся очевидными преимущества 16-клапанной техники. Благодаря системе впрыска, движок невозмутимо тянет даже в непрогретом состоянии. Передачи переключаются очень четко, с минимальными усилиями, хотя ходы рычага великоваты для машины с продольным расположением силового агрегата. О выходе на высокие обороты мотор рапортует излишне громко, порой навязчиво. Однако разогнаться - еще полдела, ведь затем надо тормозить. А тормоза на Волге и впрямь дубовые: педаль очень тугая, ее перемещение невелико, и четко отслеживать процесс гашения скорости никак не удается. Автомобиль оборудован гидроусилителем рулевого управления, поэтому крутить "баранку" легко. А крутить ее придется, как говорится, от души, поскольку рулевой механизм отличается большим передаточным числом. Мало того, что машина вяло реагирует на поворот руля, она еще и делает это с запозданием. В поворотах ощущается нехватка реактивного усилия на руле, а на больших скоростях автомобиль требует постоянной корректировки траектории. Однако отдадим должное: такая "заторможенность" автомобиля предоставляет возможность предугадать, что с машиной произойдет дальше, будет ли занос и, если будет, то насколько глубокий, и как с ним справиться. В общем-то, Волга меньше всего приспособлена для выполнения экстренных маневров, и, как только понимаешь это и принимаешь за аксиому, начинаешь испытывать нечто вроде удовольствия от поездки на машине. Занял полосу и сидишь за рулем внушительных размеров автомобиля в расслабленной позе. Это пускай водители "пятерок" да "девяток" объезжают выбоины и ямы, а мы поедем прямо, и ничто нас не остановит. Благо, "неубиваемая" подвеска (сзади она рессорная) дает достойный отпор дефектам дорожного покрытия разнообразной формы и практически любого размера. В то же время выдающейся плавностью хода Волга не отличается - неровности вызывают ощутимые вертикальные перемещения кузова, однако обитателей салона ни на минуту не покидает чувство глубокой уверенности в том, что подвеска справится с ними всеми. Раскачка кузова на пологих волнах если и возникает, то только на значительных скоростях, с какими в городе не всегда поездишь.

РЕЗЮМЕ

Мы уже говорили о стиле, когда обсуждали внешность автомобиля. Теперь же, вдоволь накатавшись на машине, мы охотно признаем: Волга - это еще и вполне определенный стиль вождения, который, как известно, является неотъемлемой частью имиджа и стиля жизни. Волга - автомобиль для тех, кто знает себе цену, любит размах, комфорт и не спешит жить. Не поспоришь и с тем фактом, что самая дешевая иномарка бизнес-класса обойдется в небольшой автопарк из нижегородских машин. А за это, согласитесь, многое можно простить.

Благодарим фирму "Паритетъ" за предоставленный автомобиль и лично заместителя директора Александра Владимировича Матвеева за помощь в организации фотосъемок.

Леонид Клюев



МНЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ

Вот два абсолютно полярных мнения о "Волге".
Самое любопытное, что все эти слова сказаны об одном и том же автомобиле. Итак, ГАЗ-3110, года выпуска - 1998, двигатель - ЗМЗ-406. Пробег 46 тысяч километров.


Виктор:
Мне "Волга" нравится. В ней сидишь, как король. Правда, по городу на этой машине ездить тяжеловато - все-таки это автомобиль представительского класса. Но если приходится перемещаться на большие расстояния, да к тому же где-нибудь за городом по хорошей дороге - тут "Волге" нет равных. Новый 16-клапанный мотор вполне соответствует массе этого тяжелого автомобиля. Я лично умудрялся разгонять газовскую "десятку" до 170 км/ч по спидометру.
"Волга" своими повадками напоминает катер, и если особо не гонять, то удовольствие будет доставлять исключительная плавность хода. А зимой радует работа системы отопления. На всех остальных легковых "ГАЗах" печка всегда вызывала нарекания, а вот "десятка" получилась весьма теплой. Серьезная поломка на этой машине произошла после сорока пяти тысяч километров пробега - порвалась цепь. При этом ни клапана, ни поршни не пострадали, что можно считать большой удачей.
Сейчас нечто странное творится с электрикой. Когда машина стоит, а двигатель работает на холостых оборотах, то приборы показывают, что напряжение в сети нормальное - 13 вольт. Но как только трогаешься с места, то стрелка вольтметра устремляется в красную зону. Фары тухнут, приборы - тоже, указатель температуры охлаждающей жидкости начинает пугать перегревом, а приемник начинает работать в прерывистом режиме: то самопроизвольно выключается, то включается обратно. Что самое интересное, все это зависит не от оборотов двигателя, а именно от факта движения. На станции эту проблему предложили решить заменой всех датчиков, а это достаточно накладно.
"Волга" оснащена инжектором, и поэтому заводится несколько лучше карбюраторной. Хотя недавно был случай, когда при 25-градусном морозе она почему-то отказалась работать.
А к существенным недостаткам можно отнести необходимость каждый месяц смазывать рулевые тяги. И новые пятнадцатидюймовые колеса: диски мнутся одномоментно.

Андрей:
ГАЗ-3110 - машина очень неудачная. Она сохранила все недостатки предшествующих моделей и приобрела новые. Сзади в качестве упругих элементов до сих пор используются архаичные. То же самое и спереди. Как была передняя подвеска шкворневой, так и осталась - ненадежная, требующая постоянного смазывания и обслуживания, крайне тяжелая в ремонте.
Единственное, что приятно - это новые моторы, которые, все-таки лучше прежних. Но и они оставляют желать лучшего. Хотя 406-ой, безусловно, и мощнее, и современнее, но совершенно ненадежный.
Нашу "Волгу" мы купили совершенно новой в 1998 году, ей нет еще и двух лет. Мы уже успели сделать один серьезный ремонт и несколько мелких. Два раза меняли генератор. Меняли помпу. Причиной тому было полное разрушение оной. Она полностью развалилась. А потом в моторе оборвало цепь. И все это на автомобиле, которому еще ездить и ездить - пробег всего-навсего 45 тысяч.
На станции техобслуживания нам сказали, что обрыв цепи на "Волге" - обычное дело. Несмотря на всю свою мощность, двигатель ЗМЗ-406 на дух не переносит высоких оборотов. Якобы не успевают срабатывать компенсаторы натяжения цепи, после чего ее как-то там захлестывает, и она рвется. Я не знаю точно, как это происходит, но факт в том, что случается подобное на многих машинах; и не только на "Волгах", но и на "Газелях" - одним словом, везде.
Надо сказать, что двигатель этот, в общем, неплохой, и конструкция довольно современная, но портит все это великолепие наше советское качество. Если бы все было нормально собрано, отрегулировано и закручено, то, быть может, мотор бы замечательно работал. Обидно, что большая часть неисправностей возникает по причине ужасающего качества сборки.
А еще, помнится, говорили, что новый двигатель будет потреблять значительно меньше топлива. А на деле получилось как всегда. В городе каждые сто километров "десятка" сжирает 15 литров 93-го бензина. Все правильно: норма - 13,5 литров на 100 км плюс 20% за город. Просто удивительно! Мало того, что машина столько топлива расходует, так ведь это еще и в пределах нормы. А многие говорят, что нередко расход превышает норму. Впрочем, непомерный аппетит всегда был слабым местом нижегородских автомобилей. Хорошо хоть, что эта машина служебная, и бензин приобретается за счет фирмы.
Несомненным плюсом 406-го двигателя является то, что он практически не требует никаких регулировок. Раньше все время приходилось регулировать то зажигание, то карбюратор, то еще что-нибудь. Сейчас же все значительно проще. Карбюратора нет, трамблера тоже нет. В клапанном механизме все регулировки на совести гидрокомпенсаторов. Просто сел, завел и поехал. Это, конечно, не может не радовать.
Масло ГАЗ-3110 также не экономит. Это наследственное. Что мы только не делали! И прокладки на герметик сажали, и пытались уплотнения уплотнять - все без толку. Масло куда-то девается, все время приходится доливать. А когда мы посещали СТО, механики нас "обрадовали" тем, что в сей двигатель необходимо заливать как минимум "полусинтетику". Что мы и делаем. Очень недешево получается.
Про "волговский" глушитель ничего говорить не буду. Все и так все прекрасно знают и слышат.
Да, салон стал намного симпатичнее. Особенно торпеда. На приборной панели появился тахометр, чего в "Волгах" никогда не было. Это плюс. Но зато исчезли часы. Это минус. На ГАЗ-3110 появились пятнадцатидюймовые колеса, и это правильно. С ними машина смотрится лучше. И диски теперь рассчитаны под болты, а не под гайки, что, опять же, лучше с эстетической точки зрения. Мне почему-то кажется, что новые диски лучше балансируются.
Каких-то особых достоинств в "Волге" я для себя не нахожу. То, что она большая и вместительная, я плюсом не считаю - просто это автомобиль такого класса. Само собой, сидеть в "Волге" впятером намного свободнее по сравнению с "Жигулями". Но она и весит полторы тонны. Лишние пятьсот кило металла должны в чем-то еще выражаться…

Мнения собирал Александр Грачев


 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker