Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Размышления под мартовскую капель

Российский автоспорт: ралли, трек, ипподром.
Гонки в Северо-Западном регионе.


Неудачная в этом году получилась в России зима для автомобильного спорта. Большое количество соревнований висело, как говорится, "на волоске", проходило по сокращённой программе, трассы теряли свои самые привлекательные моменты. А Зауралье, где с морозами было "всё в порядке", всё "не хотело поделиться" настоящей зимой с европейской частью, где шли основные гоночные баталии.

Но зимний сезон прошёл, и неудачным его назвать нельзя. И его главным героем стал тот, кого пресса назвала лучшим российским автогонщиком 1999 года - трёхкратный чемпион страны по ралли Сергей Успенский. Начать с того, что москвич не проиграл ни одного ралли или трековой гонки на шипах, в которых стартовал, и прибавил к своей и без того немалой коллекции ещё несколько призовых транспортных средств (от велосипеда... Peugeot до новенького Ford Focus). Главной интригой первых трёх этапов Чемпионата страны стала дуэль, которой не было давно. В борьбу включился другой "трёхкратный" экс-чемпион Александр Потапов. В своё время он "подогрел интерес" к ралли в финансовых структурах, результатом чего стало рождение первой по-европейски финансируемой команды в национальном чемпионате - "Александров-ралли". Потом пути гонщика и спонсоров разошлись, и вот через три года Потапов вновь вернулся, "раскрутив" на команду группу "Итера". Автомобиль, который достался Потапову, не имеет равных в стране - Subaru Impreza WRC'99. Да и сам гонщик понимает - третьего "пришествия" может и не быть, и играет на всю. Появился такой соперник - и впервые за последние годы мы увидели на трассе другого Успенского! Не того, что "играючи" лидирует с отрывом, граничащим с неприличным, а берущего от машины всё, едущего на грани фола, "на ушах", ошибающегося и исправляющего ошибки. Пока что в "дуэли" "сухой" счёт, 2:0 в пользу Сергея. Но впереди ещё много трасс, много разных покрытий.

Все прошедшие этапы Кубка и Чемпионата России по ралли, кроме, пожалуй, предновогодней "Вятки", "натерпелись" от превратностей погоды. Искусственные (проложенные спецтехникой по полям) и естественные трассы (по существующим дорогам) оказались одинаково подвержены оттепелям и заносам. Тем не менее, была заметна работа организаторов - трассы готовились загодя. Гонкам чемпионата везло чуть меньше - екатеринбургский "Каменный пояс" пришлось чуть ли не перекраивать "на скорую руку", а "Мороз" лишился своего украшения - старта с Красной площади (помешал усиленный "антитеррористический" режим в столице). Пока что картина Чемпионата ещё не утряслась ни в одном из классов, везде ещё не все ведущие "игроки" вступили в бой. Если учесть, что календарь этого года претерпел значительные изменения по срокам - то вновь всё сводится к тому, что болельщиков ждёт интересная борьба. Как и ожидалось, главные интриги готовятся в группе "серийных" автомобилей - N. Здесь практически не будет выступать прошлогодний фаворит и вице-чемпион страны - экипаж С. Грязина - Д. Еремеева. Москвичи предпочли международную программу, запланировав участие в 10 этапах Чемпионата мира, и уже имеют "финиш" в Швеции. Но на смену "выбывшему" фавориту пришла более чем достойная группа экипажей - как новых, так и известных фамилий. Возвратились к активным выступлениям экс-чемпион М. Нарышкин (приведший в спорт и двух своих сыновей, так что теперь фамилия Нарышкин, наверное, самая популярная в российских гонках), вновь сел за руль полноприводной машины В. Прохоров, прошлогодний чемпион в классе "1600", обзавёлся автомобилем группы N обладатель Кубка России-99 В. Туров, восстанавливают былые позиции екатеринбургские экипажи.

Для питерских болельщиков ралли наибольшую почву для переживаний даёт Кубок. В него по-прежнему "играют" пилоты автомобилей с приводом на одну ось, которые не входят в национальный список приоритета. Здесь волею судеб (а точнее - избранной техники) в главных фаворитах два питерских экипажа. Мощные двухлитровые автомобили группы А9 - Nissan Sunny А. Хановича и ВАЗ-21107 А. Константинова помогают пилотам достаточно уверенно расправляться с соперниками из других городов, в распоряжении которых техника попроще. Что ж, если в Чемпионате "наших" последние годы "били" именно за счёт более современной и мощной техники, то не исключено, что хоть в Кубке удастся отстоять честь города. Тем более, что интересных машин, способных выступать в гонках Чемпионата, в Питере появилось мизерное количество. В. Балакан приобрёл "из запасников" московской LADA-Engineering "комплект" из "боевого" (группа "А") и тренировочного Ford Escort, но, похоже по причине капризности и сложности в обслуживании этой техники, не сможет стабильно выступать и в этом сезоне. Так что все надежды - на его партнёра по команде Nowerc А. Белоголова, который пересел с "восьмёрки" за руль Mitsubishi Lancer Evo V и уже имеет неплохие результаты, да И. Аксёнова, который уже больше года "наступает на горло собственной песне", храня "нетронутой" такую же машину и осваивая премудрости полного привода на старенькой "третьей эволюции". Именно этим летом "час икс" - вывод "в свет" современного автомобиля - должен наступить, а то, что Аксёнов достаточно быстр, знают все болельщики. "Тёмной лошадкой" остаётся и опытный М. Караваев, который пока что вполне удачно справляется с Ford Escort "заряженной" группы "А", выиграл "Лугу" и не потерялся на этапах Чемпионата. Однако для успеха необходимо в оставшейся части сезона результаты улучшать, а вот стабильности-то Михаилу может и не хватить.

Класс "1600" в этом году от Питера, скорее всего наиболее достойно будут защищать И. Громов (впрочем, уже в составе московской команды Spectrol) и любимец зрителей Ю. Виноградов. Сумеет ли прогрессировать в этом классе экс-чемпион в "1300" динамовец Д. Крылов - остаётся открытым вопросом, но то, что с его уходом из "малого" класса спортсменов, могущих дать там бой москвичам, пока нет - уже ясно. Единственным "лучом света" может стать новообразованная команда "Дилижанс", избравшая путь именно "от 1300 к более сложным", однако ожидать успехов в первый же год выступлений не приходится, разве что на местных гонках.

Ещё одно "детище" питерских энтузиастов - "национальная" группа "Р" (от "Россия", хотя уже ходят различные расшифровки - от "расширенная" до... "ретро") получила неожиданное развитие. Создан этот класс был, чтобы дать дорогу недорогим и "морально устаревшим" иномаркам типа VW Golf, Opel Kadett, которые могли быть подготовлены энтузиастами всего за $7-10 тысяч. Соревнований общенационального уровня пока для этой группы нет, однако организаторы некоторых ралли рады бы видеть такие машины на своих гонках - вдруг да подстегнёт подобный "дешёвый" класс интерес к ралли "на местах". Однако денег на разъезды у представителей этой группы (а в Питере за год подготовлено более полутора десятков машин "Р") пока нет. Но - хватит о ралли, тем более, что ближайшую подобную гонку в Питере мы увидим ещё не скоро - "Сестрорецк" всё дальше отодвигается в календаре. Когда-то проводившийся в начале апреля, теперь он занимает в календаре дату во второй половине мая, и станет началом... заключительной фазы Чемпионата страны. Трековые гонки оставили неоднозначное впечатление. Их стало много, даже очень много, но большинство остаётся соревнованиями местного масштаба. В общероссийском масштабе прошло две серии - "Супер-шипы" (машины класса "1600" очень высокого уровня подготовки, на шинах с шипами 4,5 мм) и "А-1600" (обычные "восьмёрки", для которых запрещён даже впрыск в системе питания, соревнующиеся на шинах вовсе без шипов). В "суперах" доминировал опять же Успенский, но гонки этого года вызвали некоторое волнение. Участников в них становится всё меньше, даже состоятельные команды стали воздерживаться от содержания подобных дорогих автомобилей (только мотор "восьмёрки", конкурентоспособной в "супер-шипах" стоит до 10000 долларов, а для иномарки типа Opel Corsa стоимость двигателя может легко зашкалить и за $25000), и собрать 16 участников "с запасом" становится проблемой. Хотя этот вид гонок - настоящее зрелище.

В то же время "дешёвый" класс "А-1600", на возрождение которого делаются ставки, полной силы ещё не набрал. "Полный аншлаг" получился только на московских гонках, но ведь в трековую серию входили гонки в Череповце и Пензе. Заключительный, череповецкий этап, собрал только 9 участников, и, хотя те старались изо всех сил и показали интересную борьбу, до "зрелища национального уровня" эти гонки, увы, пока не дотягивают.

Меж тем, питерский трек, "Свободная формула", идёт "своим путём" - "коротким". Машины всё больше становятся похожи на "трековые", а не на "снаряды" для гонок на выживание. Результат - явный успех последних этапов Кубка города. Появляются новые автомобили и участники, растут скорости, вновь пошёл на трибуны зритель. В этом сезоне заявлено несколько этапов Кубка России по "Треку-400" (длина "короткой" дорожки, против 1067 метров "верстового" ипподрома). Вот только требования к автомобилям очень уж не похожи на принятые "в остальной России". Вести их в сторону "супершипов" - заведомо мёртвая идея, нет в городе таких денег. Убери шипы - вновь пропадут скорости, и на смену им придёт "выживалочная" толчея. Так что "интеграция" этих гонок в российские стандарты (уж если заявляется уровень Кубка страны) - немалая головная боль. Но, по крайней мере, хотя бы в нашем городе эти неплохие соревнования есть.

Ещё одной "национальной питерской забавой" остаётся зимнее кольцо, практикуемое лишь у нас да в соседнем Новгороде. Присутствие единственного новгородца да редкие визиты одних и тех же (пусть сильных) двоих московских гонщиков - исключение, подтверждающее правило. Но здесь - картина иная. В этом году судьям удалось-таки найти и опробовать зрелищную форму проведения соревнований - в виде серий из заездов по 6-7 кругов (вместо прошлогодних 15-20 круговых марафонов), что при нахождении на трассе не более 10 машин позволяет сохранять динамику борьбы. Возможно, именно в таком виде и надо "продвигать" этот вид гонок на всю остальную страну, благо озёр в России хватает, и лёд любого из них может стать вполне пригодным "полигоном" для зимнего кольца.
Весна - период гоночного межсезонья, затишья. Есть время проанализировать итоги прошедших соревнований, составить прогнозы на летнее "полусезонье". И, если не считать "политических разборок", прогнозы эти выглядят вполне оптимистично...

Антон Борисенко




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker