Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

 Системы впрыска топлива автомобилей ВАЗ

Этой статьей редакция журнала открывает серию публикаций по наиболее актуальным вопросам, связанным с устройством современного легкового автомобиля, подготовленных совместно со специалистами кафедры "Автомобильного транспорта" С.-Петербургского международного института повышения квалификации "Перспектива".

Системы впрыска топлива отечественные автолюбители и автосервисмены начали осваивать в те достопамятные времена, когда в начале девяностых нашу страну накрыл шквал подержанных и очень подержанных иномарок. Правда, большинство автомобилей зарубежного производства, завезенных в то время в Россию, были, как правило, пенсионного возраста, а потому оснащены карбюратором. Но, тем не менее, именно тогда на территории бывшего СССР было положено начало эксплуатации машин с инжекторным двигателем. Можно с уверенностью сказать, что изрядное количество автомобилей с инжекторным двигателем из той самой первой волны иммиграции до сих пор бороздят просторы нашей необъятной родины.

Следующим этапом интервенции новомодных топливных систем в нашу повседневную жизнь стала установка систем впрыска на отечественные автомобили, предназначенные для экспорта. Как известно, круговорот машин в природе привел к тому, что некоторые экспортные автомобили (в основном производства Волжского автозавода) возвращались на свою историческую родину, пережив серьезную операцию на сердце. В качестве примера приведем ВАЗ 21214, который, как подразумевалось, не предназначался для российского рынка.

В настоящее же время мы можем наблюдать, как технический прогресс продолжает брать свое. Наконец-то отечественная автомобильная промышленность стала широко внедрять новые типы систем топливоподачи. Как уже было сказано, законодателем новой моды был ВАЗ, адаптировавший иностранную систему впрыска. Не так давно компанию ВАЗу составил Горьковский автомобильный и в этом деле преуспел. "Волги" с двигателями ЗМЗ-406 все как одна- впрысковые.

Насущная необходимость комплектовать двигатели автомобилей более сложными и дорогими топливными системами во многом объясняется введением все более жестких требований по содержанию вредных веществ в отработавших газах, что, к сожалению, у нас пока не актуально. Можно также говорить о некоторой экономии топлива. Систему впрыска принято подразделять на: центральный, распределенный и непосредственный.

Центральный впрыск представляет собою систему топливоподачи, когда используется одна, реже две топливных форсунки, установленных до дроссельной заслонки. Такая схема привлекает к себе внимание, прежде всего, своей относительной дешевизной и простотой модернизации двигателя. Снимается карбюратор, на его место устанавливается блок с топливной форсункой, добавляется электрический бензонасос, фильтр, несколько датчиков и электронный блок управления (ЭБУ) - система впрыска установлена. Если сравнить центральный впрыск с карбюратором, то получим целый ряд преимуществ: до 15% возрастает экономичность, значительно улучшается динамика автомобиля, да и цены на запчасти порою ниже, чем для других систем впрыска. Однако остаются два существенных недостатка - топливная пленка на стенках впускного коллектора и неравномерность состава рабочей смеси для каждого цилиндра. Это приводит к недостаточной экологичности двигателя.

Большинство проблем разрешается, когда перед каждым цилиндром устанавливают свою топливную форсунку, которая впрыскивает топливо во впускной коллектор перед впускным клапаном. Речь идет о распределенном впрыске, который, с легкой руки переводчиков, иногда называют многоточечным инжектором.

Системы распределенного впрыска на сегодняшний день являются наиболее распространенными. Многие из них удовлетворяют всем вышесказанным требованиям. Они делают двигатели экономичными, экологичными и при этом способными обеспечить довольно высокие тягово-мощностные показатели.

Системы непосредственного впрыска представляют собою следующую эволюционную ступень развития систем впрыска. Топливные форсунки установлены таким образом, что впрыск происходит непосредственно в цилиндр, что позволяет обеспечить работу двигателя на сверхбедных смесях. В этом случае есть две характерные особенности. Первая, для высококачественного приготовления рабочей смеси непосредственно в цилиндре пришлось значительно повысить рабочее давление топлива в системе (до 35…50 атм.). Вторая, топливные форсунки установлены в месте, где температура достигает 2800…3000 С°, это существенно ужесточает требования, предъявляемые к технологическому процессу изготовления форсунок. На отечественных автомобилях эту систему не устанавливают.

Первыми на российские автомобили стали устанавливать системы впрыска зарубежного производства. Затем их частично модернизировали, и на их базе разработали свои системы впрыска. Более того, наладили собственное производство отдельных компонентов систем впрыска. В результате, под капотом наших автомобилей на одних и тех же двигателях можно встретить разные варианты систем впрыска, разных фирм (но, как правило - это BOSCH или GM), которые могут быть укомплектованы элементами различного производства. На автомобилях тольяттинского производства мы с Вами увидим системы центрального и распределенного впрыска. Систему центрального впрыска производства концерна GM можно обнаружить под капотом некоторых "Нив", "Четверок", и "Семерок". Отметим, что очень схожими системами оборудованы некоторые двигатели автомобилей Opel. На переднеприводных автомобилях устанавливаются системы распределенного впрыска: GM, Январь-4, BOSCH М 1.5.4 и BOSCH МР 7.0. Самый дорогой элемент системы - электронный блок управления, который на основе сигналов от датчиков управляет исполнительными устройствами, а также имеет систему самодиагностики. На автомобилях ВАЗ-2108, 2109 блок управления и диагностическая колодка находятся под вещевым ящиком, на ВАЗ-2110 блок расположен внизу центральной консоли, а колодка под рулевой колонкой.

Перечислим датчики: датчик оборотов и положения коленчатого вала, датчик положения дроссельной заслонки, датчик скорости автомобиля, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик массового расхода воздуха, датчик детонации и иногда датчик концентрации кислорода (l-зонд). Исполнительными устройствами являются: электромагнитные топливные форсунки, регулятор холостого хода, две катушки зажигания, электробензонасос, лампа "CHECK ENGINE" и иногда электромагнитный клапан угольного фильтра испарений топлива.

Основные отличия систем впрыска - это сами программы блоков управления. Кроме этого, у систем Январь-4 и BOSCH М 1.5.4 имеется СО-потенциометр, с помощью которого можно отрегулировать количество окиси углерода в отработавших газах (если двигатель исправен). У систем GM и BOSCH МР 7.0. отсутствует СО-потенциометр, зато есть l-зонд и угольный фильтр испарений топлива. Датчики массового расхода воздуха и впускные коллектора систем Январь-4 и GM отличаются от аналогичных элементов систем BOSCH М 1.5.4 и BOSCH МР 7.0.

Во время работы двигателя блок управления следит за исправной работой датчиков. Если от какого-либо датчика поступит неверный сигнал, блок управления зафиксирует и запомнит неисправность, присвоив ей определенный код, перейдет на резервный режим работы и включит лампу "CHECK ENGINE". Автолюбитель при этом может и не заметить ухудшения работы двигателя. Включение лампы не означает, что нужно немедленно заглушить двигатель. В этой ситуации необходимо в возможно короткий срок провести техническое обслуживание.

Включение лампы перед запуском двигателя, свидетельствует о том, что сама лампочка подсветки надписи "CHECK ENGINE" исправна. После запуска, если блок управления считает, что все исправно, лампа должна выключиться.

К сожалению, познания очень многих владельцев "впрысковых" автомобилей относительно особенностей их эксплуатации ограничиваются наклейкой на "торпеде", где написано о необходимости использования исключительно неэтилированного бензина. Этой информации явно недостаточно, а вычитать на этот счет что-либо путное в инструкции, прилагаемой к машине, невозможно. Посему делимся опытом, накопленным специалистами нашей кафедры в результате практической деятельности.

Сразу скажем, что этилированный бензин не противопоказан системам впрыска вообще. В том случае, если автомобиль не оборудован каталитическим нейтрализатором отработанных газов, то наличие в бензине тетраэтилсвинца никакого влияния на работу системы не окажет. Но если катализатор все же присутствует, то держитесь от этилированного бензина подальше, ибо выход из строя этой детали выльется в совершенно неприличную сумму, которую придется потратить на покупку нового гаранта чистоты выхлопа.

Кстати сказать, каталитический нейтрализатор может придти в негодность и по причине плохой работе самого двигателя. Какие-либо неполадки в системе зажигания или топливной системе могут вызвать отключение l-зонда. Это приведет к тому, что двигателя перейдет в резервный режим работы, в результате чего смесь переобогатится. Остается добавить, что нейтрализаторы сопутствуют системам впрыска GM и BOSCH МР 7.0. Правда, в последнее время они начали встречаться на автомобилях, оборудованных системой впрыска BOSCH М 1.5.4, и именуются они BOSCH М 1.5.4 N.

Безусловно, переднеприводные ВАЗы с буквой "i" на крышке багажника несколько более чувствительны к качеству топлива, поэтому желательно ездить на 95-ом бензине. Но не потому, что машина не может потреблять 92-ой, а потому, что качество отечественного топлива оставляет желать лучшего, и всегда существует вероятность вместо ожидаемого бензина залить нечто с октановым числом поменьше.

Далее. Автомобилисты, желающие обезопасить свои "девятки" и "десятки" от последствий зимней деятельности дорожников, проводят антикоррозионную обработку кузова. И после этого неожиданно сталкиваются с проблемой ухудшения работы двигателя. Секрет в том, что защитный состав попадает на l-зонд, и к нему перекрывается доступ кислорода (l-зонд выдает сигнал, анализируя разницу содержания свободного кислорода в отработанных газах и в атмосфере). Естественно, сигнал в такой ситуации уже не тот, что прежде, и это моментально отражается на работе двигателя. Вас одолевают сомнения относительно наличия l-зонда в вашем автомобиле? Откройте капот и внимательно изучите "штаны". Датчик кислорода установлен именно там, и его обязательно выдадут четыре провода.

Если у вас "впрысковый" автомобиль, то не стоит лишний раз отсоединять аккумуляторную батарею. Дело в том, что электронный блок управления имеет режим самообучения, благодаря чему накапливает всевозможные данные (например, он учитывает возможный износ форсунок) и в соответствии с ними корректирует работу всей системы в целом. Коль скоро жизнь заставила вас отключить аккумулятор, при подсоединении его обратно двигателю необходимо дать спокойно поработать на холостых оборотах. Газовать не надо. Пусть ЭБУ свыкнется с мыслью, что его временно лишили питания, и придет в чувство, попривыкнет. Это будет гуманно с вашей стороны.

Несколько слов об "очистителях инжекторов". С ними нужно быть поосторожнее. Очень хороший очиститель может в два счета очистить бензобак от вековой окаменевшей грязи, которая забьет фильтр. Случится сие, как обычно, не вовремя. Также могут засориться фильтры самих форсунок. Все это не самым благоприятным образом отразится на самочувствии двигателя, он начнет чахнуть. Чтобы этого избежать, на СТО обычно чистят непосредственно топливную рамку и форсунки. Остается лишь добавить, что излишне сильные жидкости болезнетворно влияют на бензонасос, растворяя его детали и вызывая повышенный износ. И еще. Если на флакончике указано, что его содержимое нужно определить в бензобак, а чудодейственный препарат при этом произведен в одной из стран, жители которой предпочитают автомобили необъятных размеров всем остальным, то учтите, что емкость бензобака какого-нибудь скромного американского седанчика может превосходить емкость бензобака "десятки" раза в два, а то и более.

Но если автомобиль новый, то регулярные промывочные процедуры, скажем, раз в полгода, принесут только пользу.

На автомобилях с системами Январь-4 и GM владелец автомобиля может самостоятельно считать коды неисправностей, хранящиеся в памяти блока управления. Для этого необходимо замкнуть определенные контакты на диагностической колодке. По мерцаниям лампы "CHECK ENGINE" определить код неисправности. Используя таблицы, расшифровать код. Подробно описывать эту процедуру не будем, в книжных магазинах достаточно литературы по этому вопросу. Отметим только, что это примитивная диагностика. Блок управления не может диагностировать давление топлива, систему зажигания. Не имея прибора для связи с блоком управления, газоанализатора, манометра для измерения давления топлива и т. п., используя только коды неисправностей, вы можете сделать неверные выводы. При изучении справочной литературы по обслуживанию вашего автомобиля, обратите внимание на фразу, утверждающую, что авторы издания за опечатки и возможные последствия ответственности не несут.

Квалифицированную диагностику может провести только специалист, который знает особенности работы данного двигателя и умеет пользоваться оборудованием. Подготовка таких специалистов проводится на кафедре Автомобильного транспорта института "Перспектива" с использованием самого современного обучающего комплекса по адресу Ушинского, д. 6. Если возникли вопросы по обслуживанию Вашего автомобиля, можете обращаться в автосервис института по этому же адресу или в другой фирменный автосервис.

Вячеслав Афанасьев
Андрей Козлов
Бревдо Кирилл



 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker