Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Мировой автоспорт:
итоги 1999 года


В девяностые коммерциализация спорта достигла невиданного размаха, выйдя на принципиально новый уровень. Производство специального оборудования и экипировки для любителей и профессионалов превратилось в огромную самостоятельную индустрию. Телевидение открыло спорту дорогу в каждый дом, а демонстрация матчей и гонок в записи стала чуть ли не дурным тоном. Более того, появились десятки кабельных сетей и каналов, круглосуточно транслирующих соревнования всех разновидностей; пожалуй, наиболее авторитетные их них - североамериканская сеть ESPN и европейский Eurosport. Реклама, этот двигатель торговли, стала наиболее эффективной именно при размещении во время спортивных событий, так как прямой эфир мгновенно доносит ее до миллионов зрителей, то есть потенциальных покупателей. Не будем забывать и о столь нелюбимых рекламных заставках и о том, что рекламодатели нередко платят за минуту драгоценного эфирного времени баснословные деньги. Некоторые состоятельные компании становятся титульными спонсорами знаменитых спортсменов и команд, а самые богатые берут на себя роль покровителей целых серий, розыгрышей кубков и чемпионатов.

Несомненно, что наиболее "финансоемкими" видами спорта остаются технические, и, в первую очередь, связанные с мотоциклами и автомобилями. Мото- и автоспорт отличаются еще и тем, что в них фирма-производитель показывает свой товар лицом, да еще и в условиях острой борьбы на равных с продукцией конкурентов. Поэтому здесь зачастую действует античный принцип "со щитом иль на щите", а олимпийский лозунг "важна не победа, а участие" уже не проходит. Ежегодно по всему миру проводятся сотни первенств, самые престижные из которых - чемпионаты, проводящиеся под эгидой FIA и имеющие статус международных. Популярность некоторых европейских национальных первенств уже давно перешагнула за пределы тех государств, где они проводятся, и яркие примеры того - британский и германский чемпионаты кузовных автомобилей BTCC и STW. С другой стороны, влияние FIA не распространяется на Северную Америку, где огромным авторитетом пользуются местные серии FedEx CART, NASCAR Winston Cup и American Le Mans. Если попытаться составить некий общемировой рейтинг, то в тройку самых престижных чемпионатов войдут Formula 1 (на первом месте), CART (на втором) и NASCAR (на третьем). Сегодня мы предлагаем вам оглянуться назад и посмотреть, чего добились на спортивном поприще автомобильные компании в минувшем году, поговорим о том, чем порадовали и чем опечалили своих поклонников марки, представленные в наиболее престижных соревнованиях 1999 года.


General Motors

Крупнейший представитель автомобильного бизнеса - корпорация General Motors - к автоспорту относится весьма сдержанно, поэтому и отдача не велика. Даже в "домашней" серии NASCAR гоночные Chevrolet и Pontiac частных команд не сумели повторить успех 1998 года. Единственным достижением минувшего сезона стоит назвать победу Уве Альцена в германском чемпионате STW за рулем Opel Vectra заводской команды Warsteiner Team Holzer. Аналогичные Vauxhall Vectra, выступавшие в британском чемпионате ВТСС, выглядели более чем скромно, и отметились единственной победой в Брэндс-Хэтче. В данный момент немецкая компания готовится к возрождающему чемпионату DTM, где честь марки будет отстаивать Astra Coupe. Параллельно Opel участвует в очередном кубке по гонкам на льду Andros Trophy, и мало кто сомневается, что золото, как и всегда, достанется заводскому пилоту Ивану Мюллеру, который лучше других знает, как обращаться с полноприводными и полноуправляемыми машинами.

Ford

На порядок активнее действовал номер второй в табели о рангах, корпорация Ford Motor. В упоминавшемся первенстве NASCAR Winston Cup победил Дэйл Джаррет, чей Ford Taurus (точнее, стилизованный под Taurus гоночный болид) под номером "88" удивлял надежностью и стабильностью результатов. Чуть хуже дела обстояли в серии FedEx CART, где экс-чемпион Майкл Андретти который год подряд не способен противостоять натиску машин с двигателями Honda. Зато в актив корпорации можно занести, хоть и с небольшой натяжкой, победу частной фирмы Panoz в стремительно набирающем популярность чемпионате American Le Mans series. Фирма Panoz уже много лет на своих мелкосерийных дорожных и гоночных машинах использует моторы Ford различного литража.

Те из наших читателей, кто интересуется Формулой-1, стали свидетелями впечатляющего прогресса команды Джекки Стюарта, которая не только пользовалась всесторонней поддержкой европейского филиала корпорации, но в июне и вовсе целиком перешла под его контроль. В итоге Stewart Grand Prix заняла четвертое место, обогнав даже Williams, а Джонни Херберт принес команде первую победу - произошло это 26 сентября на трассе под Нюрбургом. К сезону 2000 года команда переименована в Jaguar, что должно способствовать продвижению английской марки. К сожалению, не совсем оправдались надежды, связанные с дебютом в чемпионате мира по ралли модели Focus, заменившей прежний Escort Cosworth. Колин МакРей и его штурман Ники Грист феноменально начали сезон, одержав две победы подряд - в Кении и Португалии, - но затем на машину обрушилась лавина технических проблем вперемешку с элементарным невезением. Второй экипаж, Радстром/Гэллэгер, редко пробивался в ряды лидеров (за исключением отдельных допов) по тем же причинам. После покупки автомобильного отделения шведского концерна Volvo менеджеры Ford оказались в странном положении: в британском кузовном чемпионате приходилось содержать сразу две заводские команды: Ford Team Mondeo и Volvo S40 Racing. Причем как оба Mondeo выступали гораздо неувереннее, чем Ford анонсировал в начале года, так и Рикард Райделл не отстоял своего чемпионского титула. И все - из-за невысокой надежности техники. По окончанию сезона 1999 года команда Volvo S40 Racing "разжалована" до уровня шведского кузовного первенства, а все усилия фордовских инженеров направлены на доводку Mondeo до конкурентоспособного уровня. Поговаривают, будто на трассах DTM мы увидим купе Volvo C70, гоночная версия которого проектируется при содействии инженеров британской фирмы TWR.

Toyota

Сенсационно прозвучало заявление представителей Toyota Motor об уходе из чемпионата мира по ралли, где фирма впервые выступила в 1975 году. Карлос Сайнс, принесший японцам два чемпионских титула, и Дидье Ориоль, на счету которого один титул, прилагали, кажется, все усилия, чтобы именно Corolla WRC стала звездой сезона, но великолепный Томми Мякинен оставил им право бороться лишь за второе и третье места. В легендарной гонке 24 heures du Mans ("24 часа Ле-Мана") прототипы японской марки также метили в победители, и также не достигли поставленной цели. Toyota является поставщиком моторов для машин класса CART, но ее услугами в данный момент пользуются очевидные аутсайдеры, и особой перспективы пока не наблюдается. Ясно, что спортивное отделение компании сейчас целиком поглощено проектом возвращения в Формулу-1, которое намечено на весну 2003 года, хотя может состояться и раньше. "Формульная" программа требует колоссальных инвестиций и не позволяет отвлекаться на посторонние проекты так как японцы задумали создать не только силовой агрегат, но и шасси, то есть уподобиться Ferrari.

Volkswagen

Амбициозный Фердинанд Пих, глава концерна Volkswagen AG, как никто другой осознает всю важность спортивных побед - благодаря этому человеку марка Audi в недавнем прошлом обрела ореол "крутости" и продолжает агрессивное наступление на всех рынках. В 1999 году один из прототипов Audi R8 занял третье место в Ле-Мане, что можно считать отличным достижением для команды-дебютанта. В чемпионате STW частная команда Abt Sportsline, пользующаяся покровительством компании из Ингольштадта, считалась фаворитом, и только волевым решением судейского комитета (см. Колеса, N22'99) у Кристиана Абта была отобрана чемпионская корона. Небольшим утешением для Audi стала победа Михаэля Бартельса на частном A4 quattro в международном чемпионате кузовных автомобилей, который прошел в Макао. В минувшем году Audi сделал первые шаги в американской серии American Le Mans.

Важным игроком в American Le Mans является Porsche, еще одна часть империи Фердинанда Пиха. После ликвидации решением FIA класса GT1 в чемпионате GT болиды, в разработку которых McLaren, Mercedes-Benz, Lotus и Porsche вложили огромные средства, оказались не у дел, но, к счастью, им нашлось место в чемпионате American Le Mans, куда потихоньку перебираются все лучшие европейские гонщики. Теперь возможностью лицезреть Porsche 911 GT1 в действии располагают только американцы. В Старом Свете большое число частных Porsche 911 выступает в "урезанном" первенстве GT, однако, как показывают итоги завершившегося сезона, для победы простого количественного перевеса недостаточно.

Руководство Volkswagen не побоялось свести две своих марки в чемпионате мира по ралли: в 1999 году и Seat, и Skoda поднялись из младших классов в самый престижный WRC. Что бы ни говорили, а опыт при прочих равных условиях является решающим аргументом, и выступающие в чемпионате не первый год Сеаты были сильнее чешских машин. И это несмотря на то, что лучший Seat Cordoba WRC вел Пьеро Лиатти, а Skoda Octavia WRC - Армин Шварц, гонщики высочайшего класса. Кроме того, Skoda проводила сезон в тестовом режиме, пропустив несколько этапов.

DaimlerChrysler

Пятая по величине автомобильная корпорация, Daimler Chrysler AG, может записать год скорее в графу "пассив", чем "актив". Кубок конструкторов в Формуле-1 из-за ряда досадных ошибок руководства команды West McLaren был упущен, Мике Хаккинену с большим трудом удалось отстоять звание чемпиона мира. В чемпионате Европы по кольцевым гонкам грузовиков четыре заводских Мерседеса модели Atego были отодвинуты на второй план Фрицем Кройцпойнтером, принесшим долгожданную победу марке MAN. Катастрофой в буквальном смысле слова закончилось выступление команды AMG в 24-часовой гонке в Ле-Мане: один за другим серебристые Mercedes-Benz CLK-GT1 отрывались от покрытия и, описывая в воздухе петли Нестерова, разбивались о землю; а последнюю оставшуюся в гонке машину вовсе пришлось снять с дистанции. Естественно, в наступающем году Mercedes-Benz намерен отыграть утраченные позиции, а также выставить в чемпионате DTM купе CLK заводской подготовки.

В заокеанской серии CART болиды с немецкими моторами все реже пересекали финишную черту первыми - понятно, что такое положение дел для прославленной марки, мягко говоря, несвойственно. Бочку дегтя добавили страшные трагедии в конце сезона, когда на машинах с двигателями Mercedes-Benz погибли Грег Мур и Гонзало Родригес. Хотя, надо подчеркнуть, никакой вины мерседесовцев в авариях не было. Chrysler отметился в чемпионате GT и 24-часовом марафоне в Ле-Мане (в классе GT2), где французская команда Oreca Viper Team, владеющая несколькими машинами Chrysler Viper, вновь осталась вне конкуренции. Fiat

Главное событие для концерна FIAT Auto SpA - кубок конструкторов Формулы-1, завоеванный командой Ferrari впервые за 17 лет. Вообще, с приходом в команду Жана Тодта и Михаэля Шумахера она, к вящему удовольствию тиффози, стремительно прогрессирует. В серии American Le Mans Ferrari также представлена - честь итальянской марки отстаивают баркетты F 333 SP Вторая фиатовская команда, Alfa Romeo, по финансовым соображениям отказалась от участия в германском кузовном чемпионате STW, выступив только на одном этапе, у себя дома в Италии.

Nissan

Nissan в ушедшем году запомнился блестящей победой во всех зачетах британского кузовного чемпионата ВТСС. Седаны Primera заводской команды Vodafone Nissan Racing под управлением Лорана Айело и Дэйвида Лесли одержали 13 побед из 26 возможных, и этим все сказано. В то же время японцам пока не удалось настроить свой суперкар R390, несколько экземпляров которого они второй год привозят в Ле-Ман.

Peugeot-Citroёn

Французский концерн PSA Peugeot-Citroёn, похоже, уйдет из Формулы-1 ни с чем. Дебютировав в 1994 году в шасси McLaren, моторы Peugeot запомнились фейерверками, которыми они регулярно радовали зрителей и повергали в уныние команду. Затем последовали сезоны с Jordan, появились результаты, после чего компания поддалась на уговоры Алена Проста, решившего создать чисто французскую команду. Увы, дуэт Prost-Peugeot никак себя не проявил, а весь 1999 год партнеры старательно перекладывали вину за неудачи на плечи друг друга. Осенью появились сообщения, что 2000 год станет принципиальным: если дело не сдвинется с мертвой точки, Peugeot покинет королевские гонки. Покинет ради ралли, куда компания вернулась после долго перерыва. Чемпионат мира, который начнется в конце января, будет для крошки 206 WRC первым полным сезоном, поскольку в 1999-м она успела поучаствовать только на нескольких этапах, и проявила себя с лучшей стороны. Удастся ли машине повторить триумф ее предшественника, 205 Т16, мы с вами узнаем очень скоро. Потрясающе в чемпионате'99 выступал Citroёn: на асфальтовых этапах заводской Xsara Kit-Car с его слабым мотором и передним приводом регулярно "объезжал" полноприводных монстров класса WRC. Было время, когда заводской пилот Филип Бугальски входил в четверку лучших пилотов чемпионата.

Renault

Соотечественники из Renault, напротив, на международной сцене вели себя вяло. Команда Williams Renault, выставлявшая две Renault Laguna в чемпионате ВТСС, без особого воодушевления начинала сезон, и закончила его на той же минорной ноте. Однако продолжают упорно циркулировать слухи о возвращении компании в Формулу-1, из которой она добровольно ушла по причине "отсутствия конкуренции". Теперь, когда конкуренция явно обостряется, французы, кажется, не прочь померяться силами и доказать, кто лучший.

BMW

В 2000 году в Формулу-1 возвращается еще один автогигант, BMW AG. Работы над "формульным" движком продолжались более четырех лет, а на последнем этапе их возглавлял новый руководитель спортивного отделения BMW Motorsport Герхард Бергер. На межсезонных тестах Ральф Шумахер, пилотирующий Williams-BMW, пока не показывает особых результатов, но инженеры обещают, что к старту чемпионата удастся добиться полной гармонии между мотором и шасси. Кроме того, немцы проявили интерес к покупке крупного пакета акций фирмы Willams Grand Prix Engineering, и планируют переименовать команду в BMW-Williams. Первый блин у BMW и Williams не вышел комом: прототип V12 LMR под управлением экипажа Винкельхок/Мартини/Дальма выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане и готовится к премьерному сезону в серии American Le Mans. Есть и региональные достижения - так, Пол Моррис на BMW 320i победил в австралийском чемпионате кузовных автомобилей.

Honda

Не меньше поводов для хорошего настроения и у Honda Motor Co. Четвертый год подряд машины Reynard команды Chip Ganassi с японскими двигателями доминируют в американском первенстве CART - вслед за Джимми Вассером и Алессандро Занарди чемпионскую корону примерил Хуан Пабло Монтойя. Если говорить о Формуле-1, то, вплоть до последних этапов, пилот команды Jordan - Mugen Honda Хайнц-Харальд Френтцен имел реальные шансы на чемпионское звание. Но нет добра без худа: весной Honda свернула программу по созданию собственной команды, так как все планы оказались разрушенными скоропостижной смертью от сердечного приступа главного конструктора машины Харви Постлтуэйта. Теперь Honda намерена содержать два инженерных центра: один будет готовить двигатели марки Honda для команды BAR, второй продолжит совершенствование моторов Mugen Honda для Jordan. Компании удается работать на два фронта и в кузовных гонках: заводские команды участвуют и в немецком, и в британском чемпионате, и что самое удивительное, пилоты обеих команд выступали убедительно, войдя в число фаворитов сезона.

Mitsubishi

Mitsubishi своей специализацией выбрала ралли и, кажется, достигла всего, чего можно было желать. Томми Мякинен на Mitsubishi Lancer WRC недавно стал четырехкратным чемпионом мира, сравнявшись по числу титулов с "летучим финном" Юхой Канккуненом. Звезда Мякинена взошла стремительно. В 1994 году Томми выиграл первый в своей карьере этап чемпионата - случилось это на финском "Ралли 1000 озер", на следующий год перешел из Ford в Mitsubishi, а с 1996-го и по сей день является номером первым в мировом ралли. После ликвидации класса Т2 в чемпионате мира по ралли-рейдам заводская команда Mitsubishi и здесь осталась в гордом одиночестве, так как Citroёn ушел из гонок.

Subaru

Звезда Subaru стала близиться к закату с того времени, как начался восход звезды Mitsubishi. Более того, в сезонах 1998 и 1999 годов 555 Subaru World Rally Team оказалась отодвинутой на третье место командой компании Toyota. Вроде бы, знамя лидера из рук ушедшего в Ford Колина МакРея перехватил Юха Канккунен, но теперь, когда и Ford, и Peugeot, и Seat набирают силу, прежнему фавориту придется туго.

DAF

Голландские тягачи DAF в чемпионате по кольцевым гонкам грузовиков слыли самыми экстравагантными - чего стоило только центральное расположение водителя в кабине! Одного эти машины не умели - быстро ездить. Перемены к лучшему наметились в 1999 году, однако ни с того, ни с сего (во всяком случае, такое впечатление сложилось у рядового болельщика) компания заявила об уходе из спорта.


Как ни печально, но у нас, в России, увидеть все основные события в мире автоспорта и ощутить накал бушующих в нем страстей могут только обладатели спутниковых "тарелок" и, как минимум, знания английского языка. Остальным придется довольствоваться Формулой-1, однако мы не слукавим, если скажем, что именно в Формуле-1 развернется наиболее острая борьба между титанами автомобильной промышленности. В ближайшие годы в схватку вступят Ford (владеет командой Jaguar), Toyota, DaimlerChrysler (поставщик моторов для команды McLaren), FIAT (владеет командой Ferrari), Peugeot-Citroёn (поставщик моторов для команды Prost), Honda (поставщик моторов для команд Jordan и BAR) и BMW (поставщик моторов для команды Williams). По имеющейся информации, Volkswagen готов приобрести одну из команд-аутсайдеров, вероятнее всего, Minardi, и переименовать ее в Audi. Так что мы с вами будем очевидцами такого зрелища, какого мир еще не видел.



 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker