Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Екатерина Герман:
мастер спорта, чемпион России 98 г. в классе А-8


"Я не считаю себя суперштурманом, - получилось, потому что старалась быть не хуже других…"

Как пелось когда-то в популярной космической песенке, именно "штурман последним уточнял маршрут". И даже если не- многие представляли себе все тонкости штурманского дела, значимость его всегда была очевидной.

От высот и скоростей космических - к высотам и скоростям земным. В автомобильном спорте, в ралли, как известно, рядом с местом пилота - место штурмана. И занимают его, как оказалось, не только мужчины, но и представительницы пола прекрасного и слабого.

Екатерина Герман - одна их них. Обладательница медали и ленты Чемпиона России 1998 г., Кубка России 1995 г. (по собственному признанию, это - самое ценное в ее коллекции), других наград, полученных на различных соревнованиях. Она не "прикатила" на встречу на собственном автомобиле, а добралась, "как все", на общественном транспорте. По ее словам, ездить по Питеру за рулем она не рискует, поскольку от того, как "лихо" народ "колесит" по городу, приходит в ужас.

У нее низкий, красивого тембра голос (договаривались об интервью по телефону), и я ожидала увидеть большую, физически крепкую даму - передо мной же была сероглазая, миниатюрная, привлекательная и очень открытая молодая женщина. Невероятно веселая. В ходе беседы мы дружно хохотали над какими-то фразами, словечками, ситуациями.

По знаку Зодиака Катя - Скорпион, "который всех жалит, а когда никого под рукой нет, то себя". К своему гороскопу, специально составленному подругой, она относится более чем серьезно - "гороскоп помогает и заставляет работать над собой, добиваться цели".

В собственном доме Катя - хозяйка. У нее 9-летняя дочь и надежный спутник жизни. По словам Кати, у многих ее подруг по автоспорту - нормальные семьи, дети. Любит готовить. Одно время удивляла всех кондитерскими изделиями. Говорит, что главное в кухне - это разнообразие, скажем, "не одна и та же картошка с курицей, а что-нибудь этакое, например, макароны по-итальянски…"

Для души - садоводство и цветоводство. А мечта? Давнишняя и нереализованная (возможно, пока) - аранжировка цветов, оформление витрин. Когда-то хотела поступить в Ленинградскую Лесотехническую академию, а поступила, по настоянию родителей, в институт железнодорожного транспорта, который так и не закончила. Ну, а все самое яркое в жизни связано, естественно, с автомобильным спортом, куда Екатерину Герман в свое время привел одноклассник.

Екатерина, с чего начался Ваш путь в автоспорте?

Первым было "КомМарк-ралли" 1992 г. в Петербурге. Ездила с техническим директором одного из питерских предприятий на вазовской "четверке". Все выглядело совершенно безумно! (смеется.) Опыта не было. Дали легенду, которую кто-то написал. У машины сломался бегунок, но, тем не менее, доехали… Тогда еще практиковался "режимный участок" - задачи на движение (в такой-то точке, в такое-то время ты должен быть при такой-то средней скорости). В итоге, приехала "по нулям".

Сезон 1994 г. отъездила с мастером спорта, опытной гонщицей Людмилой Белолипской за "РРТ" (тогда начинающая, а ныне довольно известная команда, занимающаяся также тюнингом и продажей автомобилей).

А в 1995 году меня пригласил мастер спорта международного класса (м.с.м.к. - прим. автора) Аркадий Кузнецов на ралли "Белые ночи". Для меня это было такое!.. Вначале, правда, я подумала, что он пошутил…

Почему он пригласил именно Вас?

Не знаю. Личное обаяние (смеется). В то время Аркадий был для меня единственным авторитетом в России. Лучше всех ездил. Хотя, мне кажется, он и до сих пор лучше всех. Когда со стороны смотрела, как Аркадий ведет автомобиль, - поражалась. Когда села рядом - удивление было еще большим. Конечно, только благодаря ему, многому научилась…

А что значит - ездить лучше всех?

Это не описать. Аркадий прописывал трассу до мельчайших подробностей. Потом, во время гонки, все это ему читаешь. Но так чувствовать дорогу, как он, - это талант! От бога.

До меня у него штурманом был м.с.м.к. Леша Щукин, лучший штурман России. Конечно, после лучшего, всеми признанного, было тяжело. Но пришлось подтянуться (смеется). С Кузнецовым-то ездили почти 4 года. Он человек нервный, со своими сильными и слабыми сторонами, комплексами, при всей, на первый взгляд, свободе и раскованности. Были победы и неудачи. За ошибки мне тоже приходилось расплачиваться. Школа хорошая, нагрузка колоссальная. Просто не имела права что-то сделать не так. И вообще, по жизни, если сделаю ошибку, меня это жутко угнетает.

В этом году в ралли "Санкт-Петербург" с м.с. Славой Прохоровым (мы с ним отъездили две гонки - "Санкт-Петербург" и "Сочи") я ошиблась. До сих пор помню это место, и, наверное, нет ни дня, чтобы я об этом не думала, стыдно. А потом, они все же - мужчины, а тут - "баба": "взялась за дело - так будь любезна!"

Сама же порой смотрю и думаю: "Боже мой, как мне далеко до них. Они лучше и быстрее ориентируются, соображают, находят решения... А мне так тяжело".

Ну, если посещают такие мысли, может, и не стоит "рваться в бой"?

Бывает, спрашиваю себя: "Зачем тебе это надо?" И не могу объяснить. Но надо! На ралли "Санкт-Петербург" прошлого года было просто жутко страшно. Пережила. Немного отошла. И снова готова ехать. На старте - скорее бы к финишу, после финиша - скорее бы следующая гонка.

Погоня за чем?

На мой взгляд, для каждого, кто занимается автоспортом, самое важное - победить, быть первым. Тщеславие? Пусть так! Уверена, не тщеславный человек не станет чего-то добиваться в жизни. Не получилось - и ладно… А тут тебя это заедает. Ты должен идти вперед, добиваться, преодолевать… В автоспорте все - фанатики. Но, знаете, кто самый тщеславный народ? Кольцевики! "Невское кольцо" - 25 кругов, 25 машин, на глазах у публики - кто первый? Мне "кольцо" не интересно. А ралли - там "думать надо"; ты в паре: поддержка, чувство локтя, взаимопонимание. Здорово!

Значит, Вы - человек тщеславный?

Выходит, так. Я одно время в детской автошколе работала у Илоны Накутис (она в прошлом - штурман), преподавала штурманское дело. Так детям всегда говорила: "Если не будете тщеславны, не будете любить себя - ничего не добьетесь в жизни". Многим ребятам сейчас по 17-18 лет и они, надо сказать, совершенно неординарные личности.

А сколько женщин-штурманов в России?

Действующих? Наташа Потапова у Димы Агишева (она сама спортсменка, мотоциклист - кроссовик), Юля Созина, у Димы Корсакова - Светлана… Вообще, многие девочки ушли из спорта. Кстати, штурман - большой дефицит. А хороший штурман - тем более. Прочитать стенограмму может любой, все дело в том, как ее прочитать, чтобы пилот удачно прошел трассу. Не знаю, талант ли нужен, но усидчивость, внимание, сосредоточенность - да! Личные качества, характер. Это как у космонавтов - экипаж подбирается по совместимости. И то, наступает момент, когда люди говорят друг другу - все, больше не могу - и расходятся…

Насколько я знаю, штурману не достаются лавры пилота?

Нет, не достаются. Бывает, на гонках пилота награждают большим кубком, а штурмана - малым. Мне это не понятно. Думаю, это несправедливо.

В чем же тогда смысл?

Иногда меня спрашивают: "Что для тебя в жизни главное? У тебя ведь семья, ребенок…" "Конечно, - отвечаю,- ребенок - это мой смысл жизни, но и автоспорт - смысл жизни". И так выходит, что именно ему я отдаю больше сил.

В последнее время все порывалась уйти. И - не могу. У меня все друзья там. Не могу даже представить, что однажды можно без всего этого остаться. Если родить второго ребенка, посвятить себя дому, - уверена, буду мучиться и рваться обратно… Многие, знаю, ушли из автоспорта, но остались при автоспорте.

Сейчас езжу в паре со Славой Прохоровым. То, что он в 1998 году стал чемпионом - такое для меня счастье! Словами не передать. Еще и потому, что в последнее время был такой "бзик" - если я села в машину, то она поломается…

Дама " на корабле"?

Так получилось, что с Аркадием Кузнецовым на "Форде" в 1997 году мы не закончили ни одной гонки. Одни поломки. Я стала все принимать на свой счет. Да и "добрые люди" об этом говорили… Потом в Гуково (ралли 1999 г.) на "Субару" с молодым пилотом упустили много очков, хотя в итоге были третьими. Садимся со Славой в Сочи - падаем. Ну, думаю, если Прохоров не станет чемпионом, - больше в машину не сяду… И в гонке "Санкт-Петербург" Прохоров становится чемпионом! Цель жизни - стать чемпионом, чуть раньше - мастером спорта. Мастером стала с Аркашей в Сочи в 1994 году (были вторые в абсолюте и первые в классе), и выиграли в тот же год ралли "Санкт-Петербург".

Программа выполнена?

Ну, почему? Чемпион только в своем классе, а можно еще быть чемпионом в абсолютном зачете, можно стать мастером спорта международного класса…

Ого! И есть такая перспектива?

Перспектива всегда есть. Одно время я этим бредила. Особенно, когда мы с Кузнецовым стали обладателями Кубка России 1995 года. Когда вышла на сцену, раскраснелась, слезы вот-вот потекут… Зато какое счастье! Потом - чемпионы России 1998 года. Хотелось вперед, дальше. Сейчас как-то успокоилась. Наверное, какой-то рубеж пройден.

Вообще, автоспорт делает твою жизнь определенной. Он влияет на все, и человека меняет. Меняется взгляд на жизнь, на взаимоотношения между людьми, на воспитание детей… Когда мы смотрим на Эрика Евдокименко в инвалидной коляске - по спине холодок… Каждый понимает, что не застрахован. Это игра с огнем. Говорят, не боятся только дураки. Я поначалу не боялась, доверяла опыту, мастерству пилота, а потом поняла, что все ошибаются, а ошибка дорого стоит…

А как Ваша семья относится к Вашему рискованному занятию?

Дочери моей, на мой взгляд, сейчас все равно, чем я занимаюсь. Ее больше интересуют награды, призы, подарки… Правда, в последнее время она стала узнавать на фото гонщиков. Моя старшая сестра, научный работник, абсолютно не разделяет моих восторгов и считает мои кубки и вазы - пылесборниками. Правда, папа, как мужчина, гордится моими успехами. А мама, когда узнала, что я еще и падала, стала бояться…

А когда, как Вы выразились, "Семь раз через крышу" - перед глазами за какое-то мгновение - вся жизнь?

Вся не вся, но мысли пробегают разные. Но на первом месте - "а на финише ждут ребята, механики", потом - "что скажем руководству… машину разбили…" и т.д.

Известно, что гонщики - самый суеверный народ…

Как-то Сергей Балдыков, мастер спорта международного класса, сказал: "Я и стригся, и не стригся, брился и не брился, носки стирал и не стирал - раз на раз не приходится"

Но я, например, перед гонкой интервью не даю и не фотографируюсь.

А верите в то, что кто-то за Вас написал вашу жизнь и судьбу?

Нет! Ее делаю сама! Потом, считаю, что жить надо по совести, по библейским заповедям.


 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker