Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Неограниченные возможности бездорожья

На нашей планете наберется, наверное, всего несколько тысяч людей, которые разделяют страсть к гонкам по бездорожью. Но они составляют особый мир, где автомобили (или мотоциклы) как средство внедрения новой технической мысли, средство передвижения по огромным пространствам и средство самовыражения правят балом. Легенда ралли-рейдов француз Рене Метж на вопрос о том , чем же его так пленил этот спорт, неизменно отвечает: "Для меня это бесконечное приключение, которое дает возможность познавать мир, знакомиться с множеством удивительных стран и с уникальными людьми".
У этого приключения есть и официальное определение, которое зафиксировано в регламентирующих документах. Там сказано, что ралли-рейды - это соревнования со средней заданной скоростью, проходящие по бездорожью и дорогам общего пользования и включающие в себя несколько специальных участков (СУ). Маршрут может захватывать часть территории одной или нескольких стран. Протяженность трассы соревнования должна составлять не менее 2000 км (для этапа Кубка мира) и 1200 км (для всех остальных) и не более 5000 км. Соревнование не должно проходить дольше 10 дней. В зависимости от протяженности, соревнования по ралли-рейдам принято делить на "бахи" и марафоны.
Baja - это короткие и относительно легкие (относительно марафонов) соревнования, которые в России принято на испанский манер называть "бахами". Но моду в этой дисциплине по-прежнему диктуют французы, а в их исполнении подобный ралли-рейд именуется "бажа". Да и португальцы с итальянцами, проводящие львиную долю baja, идущих в зачет Кубка мира, букву "х" не выговаривают в принципе. Но это, конечно, уже лингвистические изыски, которые не меняют сути: бахи представляют собой гонки длительностью в 1 - 4 дня с протяженностью спецучастков не менее 300 км.
Марафоны, самым знаменитым из которых, без сомнения, является "Дакар", включают в себя трассы протяженностью не менее 6500 км, а суммарная протяженность скоростных участков не может быть меньше 4000 км. Маршруты марафонов чаще всего проходят по территории одного или нескольких государств.
В нашей стране в конце 90-х годов уже прошлого века первые же состоявшиеся бахи прижились как родные. "Баха Селигер", что проводил московский клуб "4х4", произвела такой фурор среди владельцев полноприводной (тогда почти стандартной) техники, что количество участников возрастало ежегодно в геометрической прогрессии. И спорт этот сразу же произвел добровольную мобилизацию "солдат" в армию 4х4. Началось техническое оснащение (постройка специальных автомобилей), периодические военные сборы (местные "покатушки"). Настала пора и Кубков России и Чемпионатов. Особо отважные бросили вызов даже международным стартам.
На сегодняшний день ралли-рейды - это официально зарегистрированный в России вид автоспорта. Он имеет своих чиновников и спортсменов, организаторов и судей, свой чемпионат и дирекцию чемпионата, утвержденный календарь соревнований и профессиональных болельщиков. Уже есть мастера этого спорта и ветераны, есть асы и лидеры, а есть новички и те, кто "катается" для удовольствия. Многие считают, что пора восхищенной и увлеченной массовости позади. Настали времена профессионалов и команд с серьезным финансированием, огромной технической базой. Один из участников Чемпионата России Валерий Хлебутин так видит эту ситуацию: "На мой взгляд, мы лишились той среды, из недр которой вышло большинство. Когда-то в разных зачетах, но в рамках одной гонки имели возможность ехать "профессионалы" и "любители". К любителям применялся упрощенный подход в части строгости требований на омолагацию автомобиля и сопутствующие аксессуары. Это позволяло очень многим пробовать себя, при этом не слишком понимая всех тонкостей и нюансов серьезной и всесторонней подготовки машин, шлемов, кресел, ремней, каркасов, баков и т.п. В то время новичкам путь в наш спорт не был заказан. Можно было самоутверждаться. Сегодня такая ситуация, при которой любой желающий мог бы прийти гоняться в ралли-рейдах, практически исключена. Мы стали замкнутой кастой, существующей по довольно сложным законам и правилам. Стать ее полноценным членом - дело очень и очень непростое".
И да, и нет. С одной стороны, повзрослев, этот спорт стал предъявлять к своим подданным более высокие требования и большие материальные затраты, что естественно. С другой - когда общее состояние страны придет к более благополучному знаменателю и когда станет больше людей, которые смогут себе позволить "дорого" отдыхать, в том числе и экстремально, массовость, наверное, вернется. Достаточно взять в качестве примера все тот же сверхпопулярный супермарафон "Париж - Дакар". Экипажей и команд, реально претендующих на зачетные очки, призы и победы, наберется не более трех-четырех десятков. А стартующих в Новогоднюю ночь собирается ежегодно многим более 100. И им важнее всего - участвовать, осуществить свою мечту, испытать себя, чтобы потом в кругу друзей сказать: "Я проехал эти тысячи километров пустынного ада!".
В любой стране во время проведения международных ралли-рейдов к стану постоянных участников, разыгрывающих Кубок мира, всегда присоединяются многочисленные местные любители бездорожья. От этого гонка только выигрывает - и в плане освещения в прессе, и в праздничности.
  
Сергей Линьков - руководитель команды RRG, гонщик, организатор, адвокат



Александр Русинов - председатель дирекции Чемпионатов и Кубков России по ралли-рейдам



Даша Линькова и Маша Румянцева - представители лучшей половины человечества в ралли-рейдах



Руслан Мисиков - руководитель команды Nart Time, гонщик


Так что не стоит пессимистично смотреть на завтрашний день российских ралли-рейдов. Их популярность возрастает так же, как популярность и внедорожников, и любых гонок по бездорожью. В России в 2001 году все внимание болельщиков было приковано к борьбе между командами Joker Racing Team и Red Racing Group за победу в Чемпионате. А сезон 2002 с самого начала обещает быть еще более разнообразным и щедрым на интригу. Ушедший на международную арену Joker дал фору "молодым". Претендентов на победу стало больше: за 2001 год многие спортсмены поднаточили и "зубы", и мастерство. Кому-то показалось, что неучастие такого аса, как Михаил Нарышкин (Joker), и сход на первом этапе в Луге чемпиона прошлого сезона Сергея Гири сразу же снизили и темп гонки, и уровень борьбы. Другие увидели, что накал сражения за призы только усилился: исход прогнозировать не берутся даже профессионалы. Создалось впечатление, что выступают, в основном, соперники равной весовой категории. Каждый из них может стать лидером и имеет шанс на победу.
Помимо экипажей, выступающих индивидуально и стремящихся к победе в своей зачетной группе, на первом этапе Чемпионата России были заявлены пока четыре команды (RRG, Nart Time, "Гео-рейд", "Красмоторспорт"), среди которых в итоге будет разыгрываться командное первенство.
Интерес к Чемпионату по ралли-рейдам подогревается и информацией об активной подготовке к единственному в России внедорожному марафону, этапу Кубка мира - "Мастер-ралли". Впервые он пройдет только по территории нашей страны, и есть все шансы полагать, что нам доведется увидеть сильнейших мира ралли-рейдов.
Для того чтобы когда-нибудь зазвать к себе в гости королеву автоспорта - "Формулу 1", нужно создать супертрассу и суперусловия. Для ралли-марафонов Россия является той исключительной географической точкой, где возможности по созданию разнообразной трассы любой протяженности не ограничены. Осталось предоставить лишь суперусловия, чтобы наша страна смогла поспорить с родоначальницей бездорожных гонок - Францией.

Текст: Ольга Орлова
Фото: Игорь Бакустин




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker