Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Родом с Кольского полуострова

Трофи-рейды, или, как теперь их необходимо называть, внедорожные рейды - новоявленный, вернее, новообозначенный вид автоспорта. Он вырос из комфортных и ни к чему не обязывающих рамок тусовки и теперь активно примеряет на себя спортивную форму разных фасонов и марок производителя.
Когда-нибудь, лет через 50, когда рьяные потомки современных российских джиперов на стоянке суперпопулярного трансконтинентального трофи-рейда будут размышлять, кто же стоял у истоков и откуда все началось, они, скорее всего, будут путаться в великих именах и географических названиях. Но нам, можно сказать, очевидцам, не трудно вспомнить, что родом этот спорт, вероятно, с Кольского полуострова. Время рождения - конец ХХ века, а точнее - осень 1996.
Именно в 1996 году в Мурманске было впервые официально зарегистрировано автомобильное "мероприятие" с вызывающим названием "Арктик-трофи". Событие сразу же получило статус не только всероссийского (его подтвердили четыре питерских экипажа), но и международного соревнования. Международность обуславливалась участием уникального спортсмена из Швеции, ярого поклонника экстрима, который решился выйти на маршрут "Арктик-трофи" на дорожном мотоцикле BMW на "сликах" (!). Самое удивительное заключалось в том, что швед успешно финишировал, как и большинство других смельчаков, которые прошли почти 800 км бездорожья на абсолютно стандартных и далеко не новых автомобилях. С тех пор много воды утекло: мурманчане пережили взлеты и падения популярности "Арктик-трофи", трагическую гибель идеолога и вдохновителя первого в России официального трофи-рейда, но все так же и практически на тех же маршрутах попадают в "засады" экипажи, разве что на более подготовленных автомобилях.
Надо сказать, что питерская четверка, рискнувшая в далеком 1996 году принять участие в северном марафоне, по-прежнему в off-road'ном строю и является, пожалуй, основными действующими лицами в питерских трофи-рейдах. Если не в качестве спортсменов, то как организаторы процесса. На первом "Арктик-трофи" Санкт-Петербург был представлен экипажами Юрия Овчинникова, Анатолия Молчанова, Александра Дерюгина и Бориса Гадасина. Не обошлось, конечно, без эксцессов, но они в большей степени относились к разряду "первого блина". Самым запоминающимся, после изумительной красоты северной природы, было бегство главного судьи на третий день приключения. Судить трофи-рейд был призван судья Всесоюзной категории по авиамодельному спорту. С профессиональным судейством как-то сразу не задалось. Изначально организаторы предлагали участникам преодолевать короткие спецучастки на секундомер. Но, поняв, что равных условий предоставить экипажам не удается, было, к всеобщему удовольствию, принято решение использовать "гамбургский счет", и судья "отпал" за ненадобностью. Вернувшись в родной город, питерцы, под впечатлением от "Арктик-трофи", сразу же загорелись идеей собственного трофи-рейда. Как заявляют свидетели этого судьбоносного события, предложение о проведении многодневного летнего выезда джиперов принадлежала Анатолию Молчанову, а маршрут именно вокруг Ладожского озера - "ноу-хау" Юрия Овчинникова. Тогда, 5 лет назад, поняв, что это интересно и возможно, вдохновители движения off-road'а в Санкт-Петербурге уже в полную силу занялись подготовкой трасс для первого трофи-рейда "Ладога". Спустя годы именно этот трофи-рейд стал самым крупным внедорожным приключением России и одним из самых масштабных в мире. В 2001 году под знамена юбилейной "Ладоги" встали уже более 100 экипажей, в том числе и джиперы других государств.
Но маршрут протяженностью более 1000 км и длиною в 9 дней имело смысл предлагать любителям полноприводной техники не чаще одного раза в год. Многие стали подгадывать под эти сроки отпуска, планировать график "постройки" автомобиля. Появилась необходимость помимо марафона иметь в календаре и более компактные по времени соревнования (2-4 дня). И уже более сложные, где можно было бы проявить и возросшее мастерство, и "усиленную технику".
Осенью 1998 года состоялся первый супертяжелый трофи-рейд "Блади Хеви". Особо опытные джиперы на линейной трассе, состоящей из отдельных участков, четверо суток выясняли отношения с бездорожьем. Победа разума, техники и смекалки над дремучим бездорожьем предопределила дальнейшее развитие движения off-road не только в Питере, но и в России. Стали и в других регионах рождаться клубы "4х4", организовываться новые, чаще малодневные, трофи-рейды. И на сегодняшний день внедорожные рейды делятся на две дисциплины: трофи-рейды и трофи-марафоны. Чемпионат России 2002 года включает в себя соревнования только по трофи-рейдам. Они проходят в различных регионах и отличаются по уровню сложности. Участники марафонов и тех трофи-рейдов, что не вошли в календарь Чемпионата, разыгрывают Кубок. Результат участников марафонов (таких, например, как "Ладога") умножается на определенный коэффициент, чем достигается равновесие в подведении итогов столь различных по сложности и протяженности соревнований.
Но движение off-road, хоть уже и ограниченное официальными рамками, продолжает упорно развиваться, если не по сути своей, то по форме. Уже привычными стали трофи-рейды со стационарным лагерем ("Тосненские болота", "Блади Хеви"), продолжаются эксперименты с движением по трассе в режиме нон-стоп сутки-трое ("Александр Браун трофи", "Вепсский лес"), происходят попытки разнообразить "простую беготню по грязи" неким off-road'ным многоборьем: ориентированием, триалом ("Кубок Суперстроя", "Заха ББ") и т.д.
За 5-6 лет существования off-road'а в России это движение прошло путь от душевных клубных выездов на абсолютно стандартных машинах до массовых гонок, именуемых спортом, с ездой на секундомер в кабине "монстра" или "полумонстра". Какой дорогой пойдет этот спорт дальше, теперь решается уже почти коллегиально. Известно только, что она, наверняка, будет бездорожной. А вот повернет ли она к одинаковым условиям, маленьким колесам и мастерству или пойдет техническим путем, покажет время.
Главное, чтобы с годами не исчез дух трофи-рейда, во имя которого большинство и отправлялись в столь необычное и, безусловно, экстремальное путешествие. Первопроходцы off-road'а ценили, в первую очередь, общение. Общение с друзьями и природой. А еще каждый знал, что он не останется с бедой один на один. И где бы он ни сломался, ни "засел" и ни застрял, он обязательно услышит: "Помощь нужна?".
  






Четверка героев первого "Арктик-трофи" - Юрий Овчинников, Александр Дерюгин, Анатолий Молчанов и Борис Гадасин - по-прежнему в строю.



Главный "проходимец" среди мотоциклистов, легенда off-road'а - Алексей Гарагашьян.



Первый президент джиперов, человек дипломат - Сан Саныч Трушников.



Именно на таких колесах был успешно преодолен маршрут первого "Арктик-трофи".



Семь раз подумай - может, и проедешь.


Текст: Ольга Орлова
Фото: Юрий Овчинников, Игорь Бакустин




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker