Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Островок независимости

Свой первый автомобиль инженеры Suzuki Loom Works создали в 1937 году. Так, в порядке эксперимента в рамках поисков нового направления в бизнесе. Война лишила этот эксперимент продолжения. Однако во время тяжелейшего кризиса, постигшего легкую промышленность Японии в 1951 году, прежние наработки оказались как нельзя кстати.

Что известно о Suzuki? Девяносто процентов респондентов ответят вам, что это марка японских автомобилей. Половина обязательно вспомнит о мотоциклах, а пятая часть опрошенных совместными усилиями перечислит несколько самых популярных моделей. Между тем корпорация Suzuki Motor заслуживает уважения уже потому, что в наши дни осталась одним из двух сохранивших независимость японских производителей автомобилей. Кстати, вторым является гигант Toyota Motor, финансовой мощью превосходящий Suzuki в сотни раз.
Любопытно, что начинали Сакичи Тойода и Мичио Сузуки почти одинаково - с выпуска и эксплуатации ткацких станков. Вообще, текстиль был стартовым этапом в истории многих автопромышленников - таких, как братья Опель или Кристиан Шмидт и Генрих Штоль из NSU.
Итак, в октябре 1909 года в городе Хамаматсу появилась небольшая фирма Suzuki Loom Works. Успешное развитие в двадцатые и тридцатые годы позволило ей пережить войну и весь послевоенный негатив. А на заре пятидесятых, когда спрос на шелк резко упал, руководство компании сочло переход на выпуск транспортных средств единственным способом спасти бизнес. Благо, первые автомобили были построены еще до войны. В июне 1952 года Suzuki приступила к производству мопедов, в марте 1955-го выпустила первый мотоцикл, а уже в октябре вывела на рынок микролитражку Suzulight. До конца года удалось продать всего лишь четырнадцать этих неказистых машинок, но уже через пару лет дела автомобильного отделения пошли в гору. В 1958 году компания, переименованная к тому моменту в Suzuki Motor Co., Ltd., зарегистрировала фирменный знак - пагодообразную букву "S". Этот хорошо узнаваемый сегодня символ украсил cначала Suzulight, а через три года - микрогрузовик Carry на ее базе. В 1963 году Suzuki Motor отстроила собственный научно-исследовательский и испытательный центр, а в последующие годы ввела в строй целую сеть современных заводов.
Параллельно с укреплением своего влияния в Японии компания повела агрессивное наступление на внешние рынки. В 1961 году начался экспорт автомобилей в страны Юго-Восточной Азии, а в 1963-м в Лос-Анжелесе был основан американский филиал - U.S. Suzuki Motor Corp. Весной 1967 года в Таиланде заработало первое автосборочное предприятие, а сейчас машины марки Suzuki собираются в Пакистане, Колумбии, Египте, Вьетнаме, Аргентине и на Филиппинах.
Производства полного цикла организованы в Индии (дочерняя марка Maruti), Канаде (внедорожники Geo/Chevrolet Tracker), Китае (под маркой Changan), Венгрии и Таиланде. А Tico, первая успешная модель компании Daewoo Motor, представляет собой не что иное, как лицензионный Suzuki Alto.
Эпохальным годом для Suzuki Motor стал 1970, когда в продажу поступил легкий внедорожник LJ10 с мягким верхом. Символично, что эта машина появилась одновременно с легендарным Range Rover, провозвестником бума на полноприводные автомобили. И если к началу девяностых Rover доминировал в секторе роскошных внедорожников, то Suzuki не знала равных в младшем классе. От минивнедорожников вроде SJ/Samurai и Jimny отпочковались более крупные машины, из поколения в поколение увеличивавшиеся в размерах - Sidekick/Vitara, Grand Vitara/Escudo и, наконец, XL-7/Grand Escudo, автомобиль для марки Suzuki поистине исполинский. А вот смелый эксперимент по скрещиванию купе с вездеходом, реализованный в модели Х-90 1995 года, провалился, не найдя должного понимания у покупателей. В отличие от радикального крошечного родстера Capuccino, ставшего в Японии настоящим бестселлером. Что же касается городских миниавтомобилей, то на родине Suzuki они по-прежнему пользуются успехом - Alto и Kei, недавно заменивший устаревший Cervo, ходят у японцев в фаворитах. Родственную нишу микровэнов закрывают модели Wagon R+ и Every Wagon. Премьера модели Swift (она же Cultus, она же Forsa) в 1983 году ознаменовала появление в производственной программе более крупных машин сегмента "В". В наши дни ее наследниками стали Ignis и Aerio/Liana, а также бессмертный Swift второго поколения, вот уже десять лет выпускающийся в Венгрии.
Однако основной специализацией корпорации (статус корпорации был получен в 1990 году) остается полный привод - все модели марки можно заказать с приводом на все колеса. Вы спростите: "А как же Subaru?". Отдадим должное землякам-конкурентам - они сумели грамотно определить границы своих ниш, разумно поделив рынок: Suzuki предлагает простые, утилитарные и поэтому более доступные машины, в то время как Subaru производит высокотехнологичные автомобили со спортивным уклоном, соответственно более дорогие. Надо признать, что сколь бы просчитанным ни было позиционирование продукции, выжить небольшой по нынешним меркам корпорации в одиночку невозможно - расходы на разработку и подготовку к производству новых моделей достигают порой астрономических сумм. К счастью, наступление эпохи глобализации Suzuki Motors встретила с солидным пакетом партнерских соглашений, успев достаточно глубоко интегрироваться в автомобильное сообщество. Еще в августе 1981 года был подписан договор о сотрудничестве с General Motors, а сегодня Suzuki связана долгосрочными соглашениями не только с самой GMC, но и с ее японскими сателлитами - Isuzu Motors и Fuji Heavy Industries (Subaru), а также с Mazda Motor и Nissan Motor. К примеру, Subaru Justy - не что иное, как Suzuki Swift. Mazda продает через свою торговую сеть модели Wagon R+ (Mazda AZ Wagon), Jimny (Mazda AZ Offroad) и Grand Vitara (Mazda Levante), взамен избавив Suzuki от необходимости дорогостоящей разработки дизельного мотора. А недавно Grand Vitara получил новейший турбодизель Peugeot с непосредственным впрыском топлива. Подобная стратегия помогла корпорации остаться на плаву, не потеряв независимости, - например, самый значительный пакет акций, контролируемый извне, составляет 10%, и владеет им General Motors. Залогом стабильности является и тот факт, что Suzuki Motor Corp. выпускает не только автомобили - в сферу ее интересов входят еще и мотоциклы всех классов, легкие катера, подвесные лодочные моторы, самоходные кресла для инвалидов и даже… сборные коттеджи! Кроме того, научно-исследовательский центр проводит полный комплекс проектных и испытательных работ для сторонних заказчиков.
  
1. Alto (1998)



2. XL-7/Grand Escudo (2000)



3. Baleno/Esteem (1995)



4. Capuccino (1991)



5. Kei/Ignis (1998)



6.Aerio/Liana (2001)



7. Wagon R+ (1997)



8. Suzulight (1962)


Красноречивее звучат не слова, а цифры. Если в 1989 году 10 000 000-й Suzuki был собран, то в 1999-м с конвейера сошел уже 25 000 000-й автомобиль. Столь впечатляющие темпы роста производства, с одной стороны, позволяют корпорации наращивать финансовый потенциал, но с другой - делают ее все более привлекательной для акул автомобильного бизнеса. Удастся этому японскому островку сохранить свой суверенитет или он в конечном итоге войдет в состав одной из автоимперий, на самом деле не столь важно. В любом случае политика корпорации вряд ли изменится: у Suzuki есть свои покупатели, и, как показывает статистика, число их продолжает расти.

Текст: Леонид Клюев
Фото: фирма-производитель




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker