Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Трубы не горят. Трубы кипят!

С тех пор как появились амортизаторы, автомобилисты имеют возможность изменять настройки подвески простой заменой одних деталей другими. Хотите ездить с комфортом - устанавливайте двухтрубные амортизаторы. Но если вы готовы пожертвовать комфортом в угоду управляемости, вам всенепременно следует разориться на газовые однотрубники.



1. Закаленный хромированный шток 2. Поршень
3. Втулка поршня
4. Сальник
5. Рабочий цилиндр
6. Цилиндр резервуара
7. Нижний перепускной клапан
8. Плавающий поршень
9. Газ под высоким давлением
Амортизаторы, которыми комплектуются современные автомобили, принято делить на гидравлические и газонаполненные. Но поскольку принцип действия как тех, так и других в сущности одинаков, то более показательны различия в конструктивном исполнении, ибо амортизаторы могут быть либо однотрубными, либо двухтрубными. Подавляющее большинство ныне выпускающихся автомобилей оборудовано телескопическими масляными амортизаторами, состоящими из двух трубок. Верхний конец такого амортизатора крепится к кузову автомобиля, а нижний - к нижнему рычагу подвески.
Двухтрубная конструкция подразумевает, что в обоих цилиндрах (собственно, трубах) находится масло. Схема работы двухтрубников такова: через калиброванные отверстия в поршне, закрепленном на штоке, масло переходит в нижнюю часть, и таким образом гасятся колебания упругих элементов подвески. При этом меняется объем, в котором находится масло. Когда объем уменьшается, на некоторое время создается избыток масла, и оно должно вернуться в масляный резервуар через клапан сжатия. Когда шток вновь выходит из цилиндра, создается вакуум, и эквивалентный объем масла проходит через клапаны поршня и одновременно - через отверстие в донном клапане.
Гидравлические двухтрубники отличаются мягкостью работы, но при этом имеют весьма серьезный недостаток, проявляющийся в жестких режимах работы. Это происходит тогда, когда при резком перемещении поршня на обратной стороне клапана создается разрежение и образовываются кавитационные пузырьки. При часто повторяющихся резких перемещениях амортизатор просто "вскипает" - кавитационные пузырьки и газ компенсационного объема смешиваются с маслом в подобие эмульсии, при этом демпфирование практически исчезает. Следует отметить, что при работе амортизатора выделяется большое количество тепла, и потому применяемое в них масло должно выдерживать температуры до 160 градусов, не меняя своих свойств. К тому же нагретое масло расширяется и, будучи инертным, не успевает пройти через калиброванные отверстия клапанов. Эта проблема решается наличием так называемого компенсационного объема газа, закачанного во второй цилиндр. Газ поджимает масло, не позволяя образовываться кавитационным пузырькам, тем самым исключая вспенивание, и амортизатор получает возможность работать в жестких условиях. Такие амортизаторы принято называть газовыми амортизаторами низкого давления, но в целом их конструкция и рабочие характеристики идентичны гидравлическим.
Более радикальный способ решения проблемы вспенивания масла - однотрубные газонаполненные амортизаторы высокого давления. В них подпружиненное газом масло практически не вспенивается, а отделение компенсационного объема плавающим поршнем снимает вопрос о возможном смешивании газа с маслом. Именно поэтому амортизаторы высокого давления, в отличие от гидравлических, можно переворачивать "вверх тормашками".
В амортизаторах высокого давления в одном цилиндре последовательно расположены и масло, и газ под высоким давлением (порядка 25 атм), которые разделены плавающим поршнем. Таким образом, клапан штока находится все время в "подпружиненном" состоянии и гораздо быстрее реагирует на выбоины и ухабы дороги.
Недостатком газовых амортизаторов следует назвать их цену, которая обусловлена тем, что они требуют высокой точности изготовления (даже несмотря на то, что они более просты в устройстве, нежели двухтрубники).
И еще одно несомненное достоинство газонаполненных однотрубников: они весят значительно меньше двухтрубных амортизаторов.
Как правило, производственная программа любого крупного производителя амортизаторов включает в себя как гидравлику, так и газовые модели. На российском рынке широко представлены многие мировые производители, такие, как Boge, Monroe, KYB, Gabriel, LIP, Sachs, Koni, Bilstein и другие.
Наибольшей известностью пользуется продукция Boge. На многих автомобилях немецкого и итальянского производства амортизаторы этой марки устанавливаются на конвейере и поэтому считаются оригинальными. Как правило, это амортизаторы двухтрубной конструкции - как чисто масляные, так и газонаполненные низкого давления. Характеристики Boge в точности повторяют оригинальные заводские, и поэтому, если подвеска автомобиля в стандартном исполнении вас устраивает, вполне можно остановить свой выбор на этой марке.
Второй наиболее раскрученной торговой маркой можно назвать Monroe (доля компании на европейском рынке составляет порядка 30%). Monroe принадлежит корпорации Tenneco Automotive и выпускает амортизаторы в качестве запасных частей, предлагая широкий спектр моделей и модификаций. Можно подобрать масляные или газонаполненные амортизаторы как на отечественные, так и на импортные автомобили. Характеристики подвески автомобиля с амортизаторами Monroe, как и в случае с Boge, мало чем отличаются от "стандарта".
Третьим известнейшим производителем является Sachs, в производственной программе которого имеются спортивные модификации с увеличенным усилием на отбой, или, попросту говоря, более жесткие. А сейчас можно встретить амортизаторы под торговой маркой Sachs- Boge.
Японский производитель Kayaba (KYB), чья история берет свое начало в 1919 году, долгое время выпускала гидравлическое оборудование и элементы самолетных шасси. В 30-х годах компания приступила к разработке автомобильных амортизаторов, и в 1947 году было начато их серийное производство. Все амортизаторы предназначались для внутреннего японского рынка. Кстати сказать, было время (в далеких 70-х), когда амортизаторами Kayaba комплектовались ВАЗ 2101 ранних выпусков. Ныне Kayaba выпускает все типы амортизаторов. Как правило, они несколько жестче стандартных "заводских". Из тонкостей, связанных с конструкцией, можно отметить миниатюрность внутренних механизмов.
Амортизаторы Gabriel (США) отличаются более комфортными характеристиками, даже в тех случаях, когда речь идет о газонаполненных модификациях. Между прочим, Gabriel первой из "амортизаторных" фирм освоила серийный выпуск гидравлических амортизаторов.
Английские LIP являются, наверное, самыми дешевыми на российском рынке. При замене родных амортизаторов на LIP не удивляйтесь, если поведение автомобиля изменится незначительно - их характеристики мало отличаются от характеристик стандартных амортизаторов.
Наиболее продвинутыми в области спорта можно назвать амортизаторы немецкой фирмы Bilstein. Эта фирма прославилась тем, что в 1954 начала устанавливать на серийные автомобили однотрубные амортизаторы, сконструированные на основе разработок французского инженера профессора Де Карбона. Впоследствии наибольшую популярность приобрели "желтые" газонаполненные амортизаторы высокого давления, которые меняют поведение автомобиля в "спортивную" сторону - машина становится очень жесткой. Само собой, в модельном ряду Bilstein есть и обыкновенные черные масляные двухтрубные амортизаторы со стандартными характеристиками. Но до недавнего времени действительно оригинальный Bilstein найти было очень сложно по причине отсутствия на нашем рынке официального представителя этой фирмы.
Практически все вышеперечисленные амортизаторы поставляются в качестве запасных частей и имеют вполне разумную цену. Но следует помнить, что по прошествии 20-30 тыс. км пробега заложенные в амортизаторы характеристики меняются далеко не в лучшую сторону. Соответственно разбивается подвеска и страдает надежность управления, что недвусмысленно указывает на то, что амортизаторы требуют замены. Несколько особняком стоят амортизаторы голландской фирны Koni. Их высокая цена оправдывается возможностью регулировки жесткости и надежностью самой конструкции. В Европе на эти амортизаторы предоставляют "пожизненную" гарантию, подтверждая высокое качество продукта.
Из отечественных производителей отметим питерскую фирму "Плаза", модельный ряд которой состоит из газовых амортизаторов высокого давления, подходящих для большинства иномарок и отечественных автомобилей. Правда, качество изготовления пока что оставляет желать лучшего.
Существуют и другие производители: Alco, Finwhale, Biltema. Скажем, отечественный СААЗ выпускает дешевые амортизаторы для отечественных же автомобилей. СААЗ славен "лотерейной" системой качества (повезет/не повезет). Впрочем, это и так хорошо известно нашим автомобилистам.

Текст: Бревдо Кирилл, Дмитрий Белов
Фото: фирма-производитель




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker