Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Не токмо красоты ради

Облик современного автомобиля просто не мыслим без модных легкосплавных дисков.
Но красивые диски - это не только стильный дизайн, но еще и масса других преимуществ, которые на первый взгляд не видны.


В принципе стальные штампованные диски - далеко не худший вариант, поскольку обладают рядом несомненных плюсов: они дешевы и достаточно прочны, а в случае сильного удара легко поддаются ремонту - либо на специальном оборудовании, либо при помощи большого молотка и парижской богоматери. Однако же минусов у них тоже предостаточно. Они относительно тяжелы, а технология производства ограничивает полет фантазии дизайнеров.
Колесные диски из легких сплавов, как и многие другие нововведения, пришли из автоспорта. Ныне легкие сплавы постепенно вытесняют стальную штамповку. Иногда все легкосплавные диски косят под одну гребенку, незаслуженно обзывая "литыми". Это далеко не так. При производстве легких дисков используется два метода: литье и горячая штамповка. Собственно методы производства и определяют характеристики диска. Главное, что легкосплавный диск, как нетрудно догадаться, легче классического стального. Соответственно, чем больше колесо по размеру, тем больше разница в килограммах: скажем, наиболее распространенные литые диски "жигулевского" размера легче аналогичных стальных на килограмм, а "мерседесовского" - уже на два. Исключение составляют литые диски турецкого производства, которые практически не отличаются по весу от обыкновенных стальных.
А вес имеет значение, и немалое. Меньше неподрессоренная и инерционная массы - больше срок службы элементов подвески и трансмиссии, лучше разгонная динамика и плавность хода, меньше расход топлива… Разве не над этим бьются лучшие инженерные умы производителей автомобилей?
Ну и, пожалуй, наиглавнейшее достоинство легкосплавных колесных дисков с точки зрения потребителя - их внешний вид. Кстати, игра с формой колес позволяет создать лучшие условия для работы тормозов, более эффективно охлаждая их, направляя воздушные потоки "по уму".
Литые диски более популярны, чем кованые, по целому ряду причин. Они значительно технологичнее кованых, а потому дешевле, при этом зачастую еще и более интересны с точки зрения дизайна. Но у них есть недостатки. При литье в полости диска образуются раковины, и, чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, что, безусловно, снижает столь желанный выигрыш в весе.
Диски из легких сплавов обладают высокой коррозионной стойкостью, при этом на их поверхности образуется оксидная пленка. Выглядит она весьма неэстетично, и от нее можно избавиться путем нанесения на диск дорогой, но прочной многослойной защитной эмали.
Но главное - низкая механическая прочность литых дисков, которые при сильном ударе раскалываются (стальные же, как известно, гнутся). Впрочем, западные производители в большинстве своем этот недостаток уже изжили (сейчас при сертификации продукции обязательным условием является сохранение целостности диска), и современные диски не лопаются, а сминаются. Тем не менее для дальнейшего использования гнутые диски равно становятся непригодными, поскольку не поддаются ремонту.
Кованые диски изготавливаются методом объемной горячей штамповки. В этом случае металл имеет волокнистую структуру и обладает исключительной прочностью - расколоть такой диск невозможно. Он лишь может слегка погнуться, но такие случаи скорее из области научной фантастики. При этом кованые диски наиболее легкие - примерно в полтора-два раза легче стальных. Таким образом, кованые диски вобрали в себя все преимущества как литых дисков, так и штампованных. Недостаток же банален: сложность изготовления и большое количество отходов при ковке, а следовательно, и высокая цена.
В качестве материала для производства колесных дисков используются алюминиевые либо магниевые сплавы. "Литой алюминий" имеет зернистую внутреннюю структуру, и в процессе эксплуатации в таких дисках постепенно образуются микротрещины, которые ослабляют конструкцию, - это и есть причина того, что литые алюминиевые диски не гнутся, а ломаются. Впрочем, достаточно редкие диски, отлитые из магниевого сплава, растрескиваются еще быстрее. К тому же они весьма нестойкие к коррозии. Зато кованый магний - это настоящий hi-end дискостроения! Но сфера их применения весьма ограничена - спорт и еще раз спорт.
Фирм, выпускающих диски, существует великое множество. На нашем рынке представлены в основном диски из алюминиевых сплавов, причем как литые, так и кованые. Специфика именно нашего рынка заключается в том, что цена на кованые диски сопоставима с ценой на литые, что для Запада - нонсенс. Единственная поправка - речь идет о дисках отечественного производства, которые можно купить за 35 - 60 долларов (импортный аналог). Причем нигде, кроме как в России, не существует кованых дисков столь маленького размера, которые подходили бы к "Жигулям", - на Западе размеры "ковки" начинаются от R15. Причина понятна: производство легкосплавных дисков в России - заслуга конверсионной деятельности некогда оборонных предприятий.
Литые диски Cromodora. Производятся в Германии, несмотря на то, что сама фирма - итальянская

Типичный представитель американского дискостроения. При всей внешней красивости это обыкновенный стальной диск, хоть и хромированный

Литой диск AEZ, якобы сборный. На самом деле болты, "крепящие" ступицу к ободу, - не более чем имитация

Родной "мерседесовский" диск. Сделан в Германии "инкогнито" одним из известных и проверенных производителей.

Литой диск для внедорожников. Нехитрый грубоватый дизайн недвусмысленно указывает на его американское происхождение.


Между прочим, качество отечественной продукции ничуть не уступает "фирме", о чем красноречиво свидетельствует тот факт, что западные производители охотно покупают у нас колесные заготовки для дальнейшего производства уже на своей территории. А потом успешно продают их, в том числе нам самим, но уже "по пять".

Текст: Кирилл Бревдо
Фото: Роман Останин

Fondmetal. Литые, дорогие, породистые, изысканные... Одним словом, немецкие.

Отечественные литые диски K&K. Радуют не только глаз и кошелек. Такого производителя не грех и поддержать.

Диски ВСМПО (Россия). Настоящие кованные диски по цене литых. Дизайн здесь, видимо, не главное...



 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker