Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Марафон длиною в десятилетие

Спортивный директор проекта "Мастер-ралли" (Россия) Сергей Гиря о подготовке маршрута гонки 2002 года:
- Маршрут "Мастер-ралли" будет включать в себя , скорее всего,10 этапов: Питер, Новгород, Тверь, Ржев, Калуга, Тула, Самара, Волгоград, Элиста, Астрахань, Новороссийск. Это при том, что такие города, как Ржев или Калуга, вообще никогда автогонок не проводили. Но у нас есть опыт организации и проведения соревнований в Узбекистане, Туркменистане, Турции, даже в Иордании и Сирии. Так неужели мы не сможем договориться в родной Тверской губернии?
Когда принималось решение пройти гонкой по всей территории России, то предполагалось максимальное использование бездорожного пространства с севера на юг, то есть от Балтики до Черного моря, от Питера до Новороссийска. На этот раз все торжественные мероприятия будут перенесены из Москвы в Санкт-Петербург, а дальше уже марафон пойдет в спортивном режиме. Есть, конечно, пожелания, чтобы гонка так или иначе "задела" Москву, но для этого надо вновь организовывать официальную церемонию, некое шоу, что может сбить всех с ритма. Пока такие варианты только рассматриваются. В рамках этапа Кубка мира, скорее всего, состоится и этап Чемпионата России по ралли-рейдам. Он логично вписывается в концепцию проекта и может реально помочь молодой (для России) автоспортивной дисциплине стать более популярной и узнаваемой. Недаром самый первый открытый Чемпионат России по внедорожным ралли прошел еще в 1997 году именно в рамках "Мастер-ралли" на участке от Байконура до Москвы. А на сегодняшний день самая главная задача оргкомитета - качественно провести "разведку" и наладить весь огромный механизм, который позволит состояться на нашей земле супермарафону.

Текст интервью: Лада Мещерякова

История "Мастер-ралли" тесно связана с такими марафонами, как "Париж-Дакар" и "Париж-Москва-Пекин'92".
С "Дакаром" - из-за того, что любые соревнования, где в кадре фигурируют внедорожники и бескрайние просторы, обыватели без раздумий причисляют к этому самому известному ралли. Ведь даже тот, кто считает, что футбол - это единственный вид спорта на земле, хоть что-нибудь, хоть когда-нибудь слышал о ралли "Париж-Дакар".
Информация о легендарном марафоне просочилась в российскую прессу во многом благодаря тому, что десять лет назад по нашей стране прошествовал сородич "Дакара" - ралли "Париж-Москва-Пекин". А "Мастер-ралли", пришедшее на смену приключению, путь которого пролегал из сердца России до подножия Великой Китайской Стены, в 95 году отправилось точно по тому же маршруту.
Однако были у этих соревнований и более древние предшественники. "Шелковый путь" - так в прошлом веке немецкий географ барон Фердинанд фон Рихтхофен окрестил сеть караванных троп, с античных времен связывавших Восток с Западом. К концу XIX века интерес к старым дорогам, затухший было с развитием мореплавания, подогрело столкновение в Средней Азии политических интересов России и Англии. В это время все более широкое распространение получает новое средство передвижения, а с ним и новый вид спорта. В 1907 году пять экипажей приняли "безумное пари" французской газеты "Ле Матен". Пять примитивных автомобилей, имевших только задние тормоза (и практически без подвески), стартовали из Пекина 10 июня 1907 года, взяв курс на Томск, Омск и Москву. Участникам, не имевшим точных географических карт, предстояло преодолеть полное бездорожье на первых восьми тысячах километрах. Дозаправку горючим заранее обеспечивали караваны верблюдов, а двигатель Itala, если верить легенде, спасало деревенское свиное сало. Только четыре автомобиля прибыли в Париж. Первым 10 августа финишировал, на две недели оторвавшись от ближайшего соперника, итальянский аристократ Сципионе Боргезе. Как и остальные, он не избежал поломок, проколов, но одна из шин его чудовищной Itala, производства Пирелли, проделала всю дорогу от Пекина до Парижа.
Приключение оказалось настолько сложным, что долгое время никто не пытался повторить этот маршрут, а легендарная Itala обрела покой в автомобильном музее Турина. Первый маршрут в обратном направлении состоялся в 1992 году.
Шестнадцать тысяч пятьдесят четыре километра до Пекина… Начиналось все далеко не гладко. Хоть и прогремел тогда марафон "Париж-Москва-Пекин'92" на весь мир, за кадром осталась колоссальная подготовительная работа, проделанная дважды российскими и французскими специалистами. Дважды потому, что West-East Raid готовился к старту по легендарному "Шелковому пути" еще в 91 году, но из-за августовских событий был отложен.
В 1992 году основными соперниками в категории Т-3 (прототипы) стали "конюшни" "Мицубиси" и "Ситроена". Впрочем, не тушуясь перед фаворитами, в борьбу включились три "Нивы", и экипаж Александр Никоненко-Сергей Таланцев вошел в десятку лучших. Французы играли сильнейшим составом, и, несмотря на потерю болида Тимо Салонена, взяли реванш за поражение на трассе Париж-Кейптаун. Первым финишировал в Пекине ZX под управлением Пьера Лартига, следующие три места достались не менее мощной команде "Мицубиси". Немногие из мотоциклистов добрались до Великой Китайской Стены, и только 4 минуты 58 секунд после 7355 километров хронометрируемых участков разделяли на финише "Ямахи" Стефана Петеранселя и Тьери Маньялди. Уже тогда отечественные КамАЗы наступали на пятки "Перлини" и "Татре", но не остались незамеченными и УралАЗы. Во всяком случае грузовик Владимира Гольцова в Пекине был не последним. Марафон задумывался как ежегодный, однако организационные и финансовые сложности "заморозили" проект. В 1994 году был учрежден совместный российско-французский проект "Мастер-ралли". Спортивным директором гонки с французской стороны стал легендарный Рене Метж, с российской - Сергей Гиря. Именно этому проекту обязан своим возрождением в 1995 году супер-марафон. Скептиков хватало, ведь раскрутить такую махину не только стоит денег, но и требует опыта в самых разных областях, от чисто спортивной - разведки маршрута, в результате которой и появляется "легенда", и организации судейства - до подготовки всей инфраструктуры гонки. И тем не менее годичная работа увенчалась Cобытием с большой буквы. Даже торжественный старт, к удовольствию спонсоров, давался трижды - сначала на Трокадеро в Париже, потом на Дворцовой в Петербурге и, наконец, на Красной площади в Москве. Спортивная интрига тоже удалась, причем уверенности российским пилотам добавил замечательный результат Александра Никоненко, вклинившегося на прототипе "Лада Самара" между "Мицубиси" Жан-Пьера Фонтене и Патрика Тамбе. А четвертое место в общем зачете экипажа команды "КамАЗ-Мастер" в составе Виктора Московских и Сергея Гири стало просто сенсацией. На первом издании "Мастер-ралли" в тяжелом весе дебютировал чемпион мира Пьер Лартиг, и его КамАЗ стал вторым в зачете Т-4. В напряженной борьбе с пятикратным чемпионом мира по мотокроссу Жоржем Жобе, опытными Марком Моралесом и Жорди Аркаронсом, мотогонку выиграл австрийский гигант Хайнц Кинигаднер. О том, что соревнование проведено на высоком уровне, свидетельствовала оценка наблюдателей ФИА, и уже на следующий год "Мастер-ралли" было внесено в календарь Кубка мира.
"Мастер-ралли'96", слегка сократив маршрут, финишировало в Улан-Баторе. Но сенсаций хватило и без Пекина. Чего стоил хотя бы "Гран-при Байконура", организованный при помощи военно-космических сил России у Гагаринского старта. Или "умирающее" Аральское море, куда организаторы привели караван, надеясь привлечь внимание общественности к экологической катастрофе века. А еще горы Алтая и долина Диназавров в пустыне Гоби.
В 1997 году Париж заполнило не менее 400 тысяч паломников, прибывших на всемирные дни католической молодежи, центральным событием которых стал визит Папы Римского. Однако это не помешало мэру Парижа Жану Тибери дать торжественный старт "Мастер-ралли'97". На эспланаде у Венсеннского замка собрались практически все пилоты и "конюшни", возглавлявшие зачет Кубка. На вспомогательном маршруте ралли "Ситроен" решил провести крупнейшую рекламную акцию - рейд "Берлинго". 170 машин этой марки были доверены молодежным экипажам, представлявшим все страны Европы - такого не знало ни одно ралли. На маршруте "Мастер-ралли" от Байконура проводился первый открытый Чемпионат России по ралли-рейдам. После двух недель изнурительной борьбы на 8979 километрах "Ситроен" триумфально завершил свой последний сезон в Кубке мира. Российская столица готовилась отметить свое 850-летие, и, ставшее самым престижным марафоном Кубка мира (в тот год "Дакар", поспешив изменить регламент, оказался за сеткой календаря), "Мастер-ралли" не могло проигнорировать это событие.
"Фантастика!" - за свою спортивную карьеру Ари Ватанен видел много, но происходившее на финише у стен Кремля под залпы салюта было настолько грандиозным, что он несколько раз повторил это слово. Именно тогда пятый в абсолюте и не имевший равных в Т-2 экипаж российской команды "НАФТЕКС" - Михаил Нарышкин-Олег Пялин - выступавший на Mitsubishi Pajero, досрочно стал победителем Кубка в своей категории. Достойно соперничала с лидерами "Лада" Николая Елизарова-Виктора Винокурова, вписавших свои имена в шестую строчку абсолюта.
В зачете грузовиков экипаж команды "КамАЗ-Мастер" Фирдаус Кабиров - Айдар Беляев - Сергей Никитин обошел двукратного чемпиона мира по ралли (1988-89 гг.) итальянца Мики Биазьона, выступавшего на "Ивеко". Гонку двухколесных машин выиграл 34-летний француз Тьери Маньялди. За свою короткую историю марафон "Мастер-ралли" проложил самые невероятные маршруты, вызвав всплеск интереса к, казалось бы, мало примечательным местам. Но в 1998 году на пути гонки встал финансовый кризис… Свято место пусто не бывает, и претенденты на ее место в календаре не заставили себя ждать…
Но в 1999 году "Мастер-ралли" все-таки вновь пришло на российскую землю. Особо отважные экипажи отправились покорять бездорожное пространство от Москвы до Тбилиси, а далее - в Стамбул. Надо сказать, что даже самые опытные гонщики по окончании ралли-марафона'99 сетовали на безумную усталость. Поговаривали даже, что по сложности маршрута "Мастер-ралли'99" мало чем отличалось от "Дакара": те же жара, пыль, сложная навигация.
Именно в тот год впервые на "Мастер-ралли" выступил питерский экипаж Юрий Пожидаев - Кирилл Зайцев на "Тойоте".
Следующие марафоны "Мастер-ралли" прошли таким образом, что маршрут гонки даже краешком не задел нашей страны. В 2000 году, получив старт в Париже, участники отправились через Бухарест в Стамбул. А в 2001 году гонка прошла по территории Франции, Италии, Греции, Турции, Сирии и Иордании. Несмотря на очевидный успех, исключительную красоту пейзажей и приглашение Иорданской стороны вновь принять "Мастер-ралли" у себя, оргкомитет решил провести этап Кубка мира 2002 года по абсолютно новому маршруту и только по территории России.
Во многом такое решение связано со сложной политической обстановкой на Ближнем Востоке и с тем, что спортивный комиссар Рене Метж уверен в привлекательности российских маршрутов для спортсменов самого высокого уровня. Он надеется сделать "Мастер-ралли" образца 2002 года самым динамичным и разнообразным этапом Кубка мира по ралли-рейдам. И для этого есть все шансы.
Учитывая возросший интерес СМИ к Кубку мира вообще и к российскому чемпионату по ралли-рейдам в частности, есть основание полагать, что "Мастер-ралли", которое стартует в Санкт-Петербурге 1 августа и финиширует 11 августа в Новороссийске, станет огромным праздником как для спортсменов, так и для всех любителей внедорожных гонок. Ведь не так уж часто случается встречать родного брата "Дакара" чуть ли не у порога собственного дома.

Текст: Ольга Орлова, Константин Комков
Фото: Константин Комков




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker