Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Красивый ад под названием "пустыня"

В спортивном календаре марафон "Дакар" - всего лишь один из этапов Кубка Мира по внедорожным ралли ФИА. Однако рецепт, предложенный 23 года назад идеологом "Дакара", Тьери Сабином, оказался настолько удачным, что до сих пор привлекает не только профессиональных спортсменов, но и большое количество любителей, традиционно в канун Нового года отправляющихся бороздить горячие африканские пески…
Классический маршрут гонки, родившейся 26 декабря 1978 года, соединяет две столицы - Париж и Дакар. Хотя время от времени традиция нарушается. Так, например, целых три раза за свою историю песчаная одиссея стартовала в Гренаде.
Но все-таки старт в сердце Франции выглядит более романтично, поэтому если его изредка и переносят, то только для разнообразия. Многокилометровые "связки" по асфальту и короткие скоростные участки по Европе не сильно интересуют гонщиков. Это, скорее, дань уважения к истории, зрителям и прессе, так же, как и пролог. Во многом успех на внедорожном ралли зависит от правильной тактики, и обычно фавориты не спешат выкладываться в дебюте. Им слишком хорошо известно, что по ту сторону Гибралтара их ждут не гром оваций и восхищенные взгляды болельщиков, а песчаные ловушки, превращающие в ад даже легкие, на первый взгляд, участки.
Да, ралли "Париж - Дакар" - всего лишь один из этапов Кубка Мира. Но почему же тогда у любого, даже далекого от автомобиля и спорта человека при произнесении этих слов замирает сердце? Просто других таких нет. В этом и парадокс, и уникальность марафона "Дакар".
Первым из россиян на "землю" легендарного ралли вступили КамАЗы. Дебют 1990 года закончился, как и положено "первому блину": вскоре после старта сошли все три грузовика. Но уже на следующий год КамАЗы не просто взяли реванш, но, заняв второе и третье места, стали известны сотням миллионов телезрителей во всех уголках планеты. Семен Якубов со своей командой, как писала пресса, "прорубил окно в Африку". На "Дакаре-96" КамАЗы, уже не стесняясь, взошли на две первых ступени пьедестала почета. Команде КамАЗа, "автомобиля русского происхождения", как любят называть его в мире, уже 12 лет. И пока сдавать свои позиции она не собирается. Следом за КамАЗами на штурм пустыни двинулись российские мотоциклисты. И вот на сломе веков случилось еще одно знаменательное событие. В стартовой ведомости этапа Кубка Мира по внедорожным ралли вновь появились имена русских пилотов. Среди них можно было увидеть небезызвестные в России фамилии г-на Лисовского, именитого альпиниста Василия Елагина и др.
Юрий Пожидаев - первый и пока единственный гонщик из Санкт-Петербурга - нашел в себе силы, смелость и возможность тоже бросить вызов пустыне. На вопрос "зачем?", он неизменно отвечает: "Дакар - это мечта, которую многие могут превратить в реальность!" "Колёса": Юра, почему гонка "Париж-Дакар" настолько знаменита, что популярна даже в нашей стране? При этом мало найдется людей, которые знают хотя бы, что это за вид спорта.

Юрий Пожидаев: Гонка "Париж-Дакар" заслуженно считается самой популярной среди всех других этапов Кубка Мира: она собирает наибольшее число участников. Как правило, это больше сотни мотоциклов, больше сотни джипов и несколько десятков грузовиков.
В ведущих спортивных журналах накануне старта гонки печатается список участников, множество фотографий и интервью с ведущими спортсменами. Во время прохождения гонки по Европе огромное количество зрителей встает вдоль трассы для приветствия и поддержки экипажей. В эти дни всю Францию охватывает праздничная эйфория. Недаром говорят, что "Париж-Дакар" - это национальный французский праздник. На сегодняшний день эта гонка - одно из самых освещаемых в СМИ ежегодных спортивных мероприятий. Отголоски этой медиа-бури, к счастью, доходят и до нашей страны. Сейчас особо интересующиеся легко могут быть в курсе хода гонки и результатов благодаря интернету и "Евроспорту".

"Колёса": Во Франции гонка "Париж-Дакар" имеет статус национальной идеи. Большинство участников - французы. Но и другие этапы Кубка Мира по ралли-рейдам проходят под непосредственным руководством французов. Они являются признанными лидерами и законодателями моды в этом виде спорта.

Юрий Пожидаев: Ралли-рейды проводятся во многих странах мира и на всех континентах, исключая, быть может, лишь Антарктиду. Но, как правило, все они имеют малоспортивный и авантюрный характер. Особняком среди них стоит серия действительно серьезных соревнований, объединенных под эгидой FIA в многоэтапный Кубок Мира по ралли-рейдам, который придумали и воплотили в жизнь именно французы. Во Франции создана развитая индустрия автоспорта: от специализированных изданий до спортивных ателье по подготовке автомобилей. Во многих журналах всегда можно найти подробную информацию о каждом дне ралли-рейдов, о победителях и сюрпризах. Все это подогревается фанатичной любовью французов ко всему французскому. В итоге страна имеет своих героев, у которых нет проблем с финансированием своих проектов, они могут создавать спортивные команды и, соответственно, добиваться серьезных результатов. Французы, действительно, являются основоположниками этого вида спорта и законодателями моды. Начало этой истории было положено много лет назад в Африке, куда любили ездить французские автотуристы. Вообще, жителей Франции мало интересуют места на карте мира, где нет их национальной кухни, любимого вина и родного языка. А в бывших французских колониях Северной Африки всего этого предостаточно.
Таким образом оказалось возможным организовать автомобильные соревнования в песках Сахары без нарушения привычного образа жизни - идеальные условия для серьезных результатов. Подозреваю, что появились ралли-рейды в том виде, в каком они сейчас существуют, именно благодаря французскому вину и любви французов ко всему французскому.

"Колёса": Если Африка для большинства участников - чуть ли не дом родной, то почему же, когда в новогоднюю ночь в сердце Франции стартует ралли "Париж-Дакар", страна провожает своих героев, как на подвиг? Это действительно экстремальная гонка или опасность ее преувеличена?

Юрий Пожидаев: Нет, я тоже считаю, что пройти все тяготы и лишения такой гонки, - это подвиг. Ралли длится больше двух недель. Представьте, что вам надо каждый день проезжать по 500-600 км в бешеном темпе. Сначала вас испытывают каменные пустыни Марокко, где жара и постоянная тряска окончательно выбивают надежду на приятное и познавательное путешествие. Затем главное "блюдо" - пески Сахары. Они не шутят: чуть зазевался, тут же летишь кубарем с дюны…
Песчаные дюны необычайно красивы, но, несмотря на фантастическую привлекательность, таят в себе реальную угрозу. Не один десяток автомобилей похоронен в этих песчаных могилах. Собственно, в езде по дюнам французам опять-таки нет равных - это их национальное хобби. По-прежнему многие жители Франции проводят свои отпуска в Африке, катаясь на автомобиле по пескам. А что же говорить о людях с десяти-двадцатилетним стажем участия в "Дакаре".
В пустыне днем - пекло, а ночью - дикий холод. Вырвавшись из нее, можно впасть в заблуждение, что самое сложное позади. Но на десерт особо стойким спортсменам предлагается гонка по саванне. Она проходит в кромешной пыли среди столетних баобабов, когда вокруг ничего не видно (порой даже капота собственного автомобиля) и нечем дышать.
По достижении Сенегала каждого доехавшего вполне можно записывать в книгу Героев. Никакая гонка на автомобилях не может сравниться по сложности и тяжести маршрута с "Дакаром". И, конечно же, награды, привезенные с этого марафона, имеют особую ценность. Вот почему столько смельчаков из года в год в новогоднюю ночь пускаются в это опасное и неповторимое приключение.

"Колёса": Есть мнение, что для результативных выступлений в классическом ралли, начинать заниматься этим спортом нужно в юности. Про ралли-рейды говорят: "Было бы крепкое здоровье, да большие возможности". Насколько это правда?

Юрий Пожидаев: Не берусь судить про ралли, а относительно ралли-рейдов добавлю, что еще нужно огромное желание этим заниматься, умение постоянно совершенствовать свой уровень вождения и делать выводы из ошибок. Во время гонки перед экипажем стоит масса вопросов, на которые нужно самим искать ответы: какую выбрать скорость, на какой передаче проходить поворот, что ждет за вершиной дюны. Каждый раз нужно обращаться за своим личным опытом и принимать ответственные решения, плата за которые очень высока. Основными участниками таких соревнований являются гонщики зрелые, с огромным спортивным и жизненным опытом. Другие не выигрывают марафоны.

"Колёса": Невозможно не признать, что наша страна переживает сейчас бум на "внедорожники" и внедорожные соревнования. На некоторые старты выходят более ста экипажей. Появляются сильные команды, талантливые гонщики. Но до национальных героев им еще далековато. В должной мере этот спорт еще не раскручен. Спонсоры не хотят вкладывать деньги в слишком далекую перспективу. Кто поддерживает иностранных гонщиков?

Юрий Пожидаев: Лидеров, гонщиков с мировым именем поддерживают очень серьезные национальные и транснациональные корпорации. Проект годового выступления одного автомобиля в такой команде обходится спонсору в несколько миллионов долларов. Это, конечно, немалые деньги, но и отдача велика. Например, "Рено Меган", на котором выступает Ж.Л. Шлессер, уже несколько лет является самой продаваемой маркой в Европе. И таких примеров много.

"Колёса": К первым международным гонкам ты готовил автомобиль "дома", а перед последним "Дакаром" все-таки во Франции. Не веришь в российских механиков?

Юрий Пожидаев: У нас, к сожалению, пока еще нет "школы". Подготовка спортивного автомобиля - наиважнейший элемент успешного участия в ралли-рейдах. Именно здесь происходят главные баталии. Почти на каждом соревновании можно видеть новые идеи по усовершенствованию автомобиля, а на финише узнать, насколько они были передовыми. Но наряду с идеями в подготовке очень важным является качество исполнения. И у нас со временем будут и "школа", и традиции, и опыт, и специализированные ателье. А пока все это зачастую делается "на коленке", по наитию, "на авось".

"Колёса": Чего больше всего не хватает нашим ралли-рейдам с точки зрения участника международных соревнований?

Юрий Пожидаев: Хорошей организации, четких правил.
"Дакар", например, это огромный механизм в пять тысяч человек, который работает точно, как швейцарские часы. Еще до начала гонки любой участник знает расписание на каждый день, и оно четко соблюдается до самого финиша. Отличные трассы, отлично организованный отдых - вот что такое идеальное ралли. Если наши организаторы хотят, чтобы ралли-рейды развивались, им нужно учиться организовывать.

Текст: Ольга Орлова
Фото: архив Юрия Пожидаева




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker