Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

РАЛЛИ НА ВЫЖИВАНИЕ

Что ни делается - все к лучшему... Увы, в отношении календаря нынешнего Чемпионата Мира по ралли скорее применима крылатое "российское национальное": "Хотели как лучше..."
Рокировка между португальским и кенийским этапами была призвана уберечь участ-ников ралли Safari от тропических весенних ливней. В итоге - сначала чуть не утонуло в жиже раскисших дорог ралли "Португалия", а потом - на размытых теми самыми тропическими ливнями кенийских дорогах (и без того, мягко говоря, не "подарочных") экипажи от души поливало... ливнями летними. В каких бы условиях не проходило Safari - о нем говорят только в превосходных тонах, а слово "самая" - неотъемлемый спутник всех определений этой гонки. Самая высокогорная, самая требовательная, самая протяженная - здесь только длина спецучастков составляет длину "среднеевропейского" этапа целиком. Да и спецучастки здесь, скорее, "соревновательные этапы": Safari - единственное из ралли мирового чемпионата, где гонка ведется по не перекрытым от постороннего движения дорогам. А как их перекрыть-то - более тысячи километров в кенийской саванне...
Машина для Safari - это "танк на базе WRC", все в ней ориентировано на выносливость. Усиления доводятся до предела, устанавливаются дополнительные бензобаки и "кенгурятники", берется дополнительное запасное колесо, воздухоприток к двигателю осуществляется через выведенные чуть ли не на крышу трубы-"шноркели", а дорожный просвет вырастает по отношению к "грунтовому" сантиметров на 5-10. Подготовка автомобиля спецификации Safari требует немалых сил и средств, поэтому далеко не все решаются на это без особой необходимости. В результате в нынешнем марафоне по африканской земле принимало участие чуть больше четырех десятков экипажей - такого малого количества стартующих этапы мирового чемпионата не видели уже лет десять. Из заводских команд отсутствовали "Ситроен" и "Хундай", пока что имеющие право пропускать отдельные этапы. Зато "Шкода", всегда разыгрывающая карту выносливости своих машин, наоборот, не только делала особые ставки на Safari, но и провела неимоверное количество дополнительных тестов. И сразу же со старта подтвердила серьезность намерений - именно Армин Шварц выиграл стартовый спецучасток! Но если в стане "зеленой стрелы" торжествовали, то Subaru получила на этом же первом спецучастке тяжелый удар: сошел Ричард Бернс! Тем самым практически лишившись уже любых надежд на чемпионство в нынешнем сезоне. Поломка амортизатора оказалась полной неожиданностью! Не избежал неприятных минут и Томми Мякинен, стремящийся восстановить единоличное лидерство в чемпионате - крупная птица "спикировала" на ветровое стекло его "Лансера", и оставшиеся километры пришлось буквально глотать осколки разбитого стекла! Видимо, африканские птицы неравнодушны к красному цвету - на втором спецучастке история... повторилась, но на этот раз удар был слабее, и Томми сумел показать лучшее время, на пару со своим товарищем по команде Фредди Лойксом. Впрочем, о настоящей борьбе "с открытыми картами" говорить еще было рано, Safari - не то ралли, где все решает скорость. "Здесь голова должна управлять эмоциями. Побеждает не самый быстрый, а тот, кто сумеет пройти гонку до конца и сберечь машину!" Это сказал никто иной, как отчаянный Колин МакРей, который... стал следующим из сошедших! Обрыв рулевой тяги, ремонт в полевых условиях, продолжение движения, повтор поломки, приведший к вылету с трассы "насквозь" забора и "убитое" в попытке вернуться на дорогу сцепление - экипаж шотландца боролся до конца, но увы, серия из трех беспроигрышных гонок была прервана.
Впрочем, список сошедших рос прямо на глазах с первого же дня. Маркус Гронхольм расстался с любыми шансами удержать титул сильнейшего раллиста мира после того, как на его Peugeot оторвалось колесо. Подвеска на "Импрезе" Тошихиро Араи отправила японца следом в стан зрителей. Запотевающие стекла заставили Дидье Ориоля открыть боковое окно, и из-за шума француз пропустил команду штурмана. То, что было потом, Ориоль назвал "самой серьезной аварией за всю свою карьеру" - три оборота "солнышком" через капот, потом серия "обычных" опрокидываний, а когда машина перестала кувыркаться - вспыхнул, довершивший дело, пожар... К счастью для Peugeot, французская команда на это раз сделала ставку на Харри Рованперу (тем самым несказано обидев опытного Ориоля - возможно, именно из-за желания доказать свое превосходство он и перегорячился).
К старту второго дня ралли в гонке осталось всего 27 автомобилей, но череда сходов продолжилась. Вновь, уже во второй раз подряд, мотор подвел Карлоса Сайнса, и Ford, в этом году блистающий именно на тяжелых трассах, остался без "зачетных" пилотов. Делекур, как обычно, номинирован на "заводские" очки не был, но невзирая на "мелкие пакости" судьбы (типа заклинившего под проливным дождем в открытом положении лючка вентиляции в крыше, поломки стартера и даже... отказа гайковерта для замены колес) - ехал более чем достойно. Хотя говорить о лидерстве уже не приходилось - лидер определился и теперь лишь наращивал отрыв! Это был Томми Мякинен, который к концу первого дня "уехал" от преследователей на 2 минуты, а к концу второго - уже довел преимущество до 4 минут. "Довел", правда, и свой "Лансер" - механикам пришлось заваривать крышу автомобиля, в самом прямом смысле оторвавшуюся от стоек кузова! "Выстреливший" в начале гонки Лойкс тоже попал в невероятную полосу поломок, один из спецучастков преодолевал с отказавшим турбонаддувом и максимальной скоростью в... 70 километров в час (это при том, что на "Сафари" 200 км/ч на спидометре - не редкость, а обычное явление). Фредди к концу второго дня держался в гонке лишь за счет командных соображений - количество сошедших "заводских" машин оказалось столь велико, что очки зачета марок достались бы в любом случае - только доедь до финиша. Даже с отставанием в... час! Да, такие разрывы - хотя и не типичное даже для "Сафари", но все-таки вполне реальное и объяснимое явление.
Третий день начался со скандала. Учитывая движение по неперекрытой трассе, жесткие ограничения скорости на ознакомлении (существенно осложняющие возможность оценки реального поведения машин в "боевом" режиме) и плохая погода привели к тому, что еще до старта команды решили - каждый из "заводских" экипажей должен сопровождаться индивидуальным вертолетом, предупреждающим об опасности. Причем у многих в качестве "сопровождающих" в "воздушном прикрытии" находились опытные раллисты. Да и тот же Бернс после схода продолжил гонку в качестве "ангела хранителя" для Петтера Сольберга. Но утром третьего дня вертолеты некоторых команд не смогли прибыть для исполнения своих обязанностей - погодные условия попросту не позволили им взлететь. Этот "расклад" вызвал задержку одного спецучастка и отмену второго. При этом умудрился оказаться вне борьбы и Сольберг - на том самом задержанном спецучаст-ке на его "Импрезе" оторвало колесо, и, несмотря на отчаянные попытки дотянуть до сервиса (штурман даже вылез на кузов машины и пытался играть роль "противовеса"), - дальнейшее движение было признано слишком опасным.
Итак, в полном составе к финишу близилось лишь две команды - Mitsubishi и Skoda. Между лидирующим Мякиненом и идущим третьим Шварцем (а "Шкода" вновь предпочла тактику обороны и гарантированного финиша) как обычно скромно "пристроился" Рованпера, заявляющий, что, в общем-то - и он не сумасшедший гоняться за Томми в попытках отыграть 6 минут, и теперь собирается просто дотянуть до финиша. "Шкода" была уже готова к торжеству - к финишу приближался не только Шварц, но и стартовавший ранее в Африке трижды, но ни разу не уехавший дальше первого спец-участка Бруно Тири ("асфальтовый" специалист команды). Но видно - не судьба. То, что случилось с бельгийским экипажем, - наглядно показывает, какой уровень нагрузок выпадает на гонщиков на "Сафари". Отказ гидроусилителя на предпоследнем спецучастке заставил Бруно упражняться в "силовом рулении" на протяжении полусотни километров, и на сервисе пилот попросту в изнеможении потерял сознание. Его быстро привели в чувство врачи сразу трех команд, однако восстановить силы за 20 минут перерыва, естественно не удалось. Но Тири все равно стартовал. Чтобы - все-таки не справиться с управлением. Вылетев в вязкую жижу, "Октавия" стала переворачиваться, да так сильно, что штурман Стефан Прево оказался в больнице на пять недель (сам Бруно был отпущен врачами через неделю).
Силы техники тоже были на пределе, в ход пошли уже даже "бэушные" и наскоро восстановленные в сервисных зонах комплекты амортизаторов. Но финиш был все ближе!
И на этом финише первым был все-таки Томми Мякинен. Восстановивший единоличное лидерство в чемпионате и вернувший "Мицубиси" лидерство в зачете марок. А "попутно"... и присоединившись к троице "самых удачливых пилотов мира"! У него тоже стало 23 победы на этапах WRC - столько же, сколько у Сайнса и Канккунена, столько же, сколько стало в Греции у МакРея.
"Семеро смелых" - это еще понятно... Но "четверо лучших"?! Согласитесь - ситуация курьезная! И ее разрешение было "назначено" на следующий этап - финский. На идущем на смену самому "убойному" самом быстром этапе все четыре "самых" встречались лицом к лицу...

Текст: Антон Борисенко
Фото пресс-служб команд

РЕЗУЛЬТАТЫ РАЛЛИ "САФАРИ-2001", VIII ЭТАПА ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО РАЛЛИ

1 Т. Мякинен / Р. Манисенмяки FIN Mitsubishi Lancer Evo 8:58.37
2 Х. Рованпера / Р. Петилайнен FIN Peugeot 206WRC 9:11.14
3 А. Шварц / М. Хиемер D Skoda Octavia WRC 9:16.12
4 Ф. Делекур / Д. Граталу F Ford Focus RS WRC 9:19.13
5 Ф. Лойкс / С. Смитс B Mitsubishi Carisma GT 10:42.39
6 Г. Поццо / Д. Стилло RA Mitsubishi Lancer Evo VI, Gr. N 11:06.03


ПОЛОЖЕНИЕ В ЧЕМПИОНАТЕ МИРА

Зачет пилотов:
1 Т. Мякинен - 40 очков
2 К. МакРей - 30
3 К. Сайнс - 26
4 Х. Рованпера - 20
5 Р. Бернс - 15
6 Ф. Делекур - 14


Зачет команд:
1 Mitsubishi - 66 очков
2 Ford - 60
3 Subaru - 28
4 Peugeot - 26
5 Skoda - 15
6 Hyundai - 10


СКРОМНАЯ ЭПИТАФИЯ

Ну, вот и все. До конца сезона еще почти два месяца, а результат чемпионата уже очевиден. Фанаты Ferrari могут начинать пить шампанское, а поклонники McLaren и Дэвида Култхарда - с грустью признать, что и в этом году его борьба за титул не удалась. Хотя меньше всего в этом виноват сам Дэвид. Он-то как раз приложил для завоевания чемпионской короны все силы. Но или боги-покровители техники отвернулись от "серебряных", или среди механиков завелся "засланный казачок", но McLaren теряет свои болиды в гонках с чудовищным постоянством. Шумахер до последнего момента может делать заявления типа: "Чемпионат еще не выигран, так как между мной и Дэвидом всего 25 (или 37...) очков", но все ведь понимают, что Шумми - один из главных артистов "Большого цирка", и именно шоу - основная его работа. Он прекрасно знает, что билеты сильно падают в цене, когда в представлении нет лихо закрученной интриги. Так что высказывания Шумахера - это попытка сделать кислую мину при очень хорошей игре.
Так же преждевременно зачахла и другая интрига чемпионата: распределение мест в Кубке конструкторов, по крайней мере, первая тройка. В голову лезет неумная ассоциация с картиной художника Васнецова "Три богатыря". В роли Ильи Муромца сами знаете кто. Пока не совсем ясно распределение ролей между McLaren и Williams: кто из них Добрыня, а кто Алеша. Но и это может решиться в одной-двух ближайших гонках. И тогда нам останется наблюдать только битву таких титанов "второго пелетона", как Sauber, Jordan и BAR.
Видимо, именно необходимость хоть как-то оживить поблекшее шоу вынуждает совершать некоторых хозяев "конюшен" малообъяснимые поступки. Другими причинами сложно объяснить, например, внезапное увольнение Эдди Джорданом приятного во всех отношениях пилота Хайнца-Харальда Френтцена. Вроде все было так хорошо: боевые заслуги немца, борьба в очковой зоне - и вдруг такое! Зато как всколыхнулась мировая общественность! Возмутились пилоты! Какой резонанс! Все озаботились судьбой славного менхенгладбахского парня. На две с лишним недели тема для обсуждений, статей и комментариев была найдена. Кто займет место в Jordan? И куда пойдет несчастный Хайнц-Харальд? Выдержав театральную паузу, Эдди Джордан объявил имя своего нового героя: Жан Алези, счастливый до невозможности (еще бы: желтые болиды существенно быстрее машин Проста). Естественно, и Френтцена не оставили без работы: Прост уже второй раз за сезон подобрал и обогрел отверженного (первым "подкидышем" был Лючано Бурти). Формульный мир вздохнул с облегчением, ибо люди здесь жестокие, но сентиментальные и любят хеппи-энды.
В Сильверстоуне наконец-то порадовал всех Мика Хаккинен, который не только доехал до финиша, но и всех обогнал. Чем загубил еще одну полюбившуюся обитателям паддока тему: уйдет ли Хаккинен из Формулы-1 или еще пару сезонов покатается. Посмотрев на него на подиуме, поняли: есть еще топливо в Микиных баках. Михаэль Шумахер чуть не прослезился от радости за финна (слеза тут вполне уместна, потому что прекрасно играет на имидж доброго сердечного джентльмена, каковым Шумахер хотел бы выглядеть).
Поскольку с результатами чемпионата все более менее ясно, в Германии пилоты, посовещавшись, решили организовать яркое ослепительное шоу с элементами ужасов, чтобы болельщики не заскучали окончательно. Устраивать ужасы поручили тем, кому по разным причинам терять уже нечего - М. Шумахеру (слишком много очков) и Л. Бурти (совсем без них). Сценарий был прост и красив: Бурти осторожно подкрадывается к затормозившему Шумахеру и бережно разбивает свой болид об чемпионскую машину. Колеса в разные стороны, осколки дождем, трибуны волнуются! Шумахер выбывает из гонки, и его окончательная победа в чемпионате откладывается еще на пару недель. Но Бурти, малоопытный в деле обустройства аварий, слишком рьяно разогнался, на полной скорости въехал в Ferrari и, вместо того, чтобы скромно вылететь в гравий, соколом взмыл в небо. После приземления от синего Prost остались только рожки, потому что ножки (в смысле - колеса) весело заскакали по окрестностям. К счастью, начинающий каскадер Бурти вылез из груды металла вполне целым, чему порадовался и Шумахер, попутно похваливший юного героя за хорошую работу. Наконец-то Михаэль сможет полюбоваться гонкой с обочины трассы! Но комиссары, не ознакомленные заранее со сценарием, неожиданно назначили повторный старт. И Шумахер, чертыхаясь, прогарцевал в боксы за запасной машиной. В общем, несогласованность действий комиссаров и "конюшен" слегка подпортила начало гонки. Зато благодаря рестарту до финиша не добралось более половины пилотов - машины ломались, моторы горели, заправочные шланги скаредно не желали выдавать топливо. Все-таки, хоть и с трудом, удалось сойти и Михаэлю Шумахеру...
До конца сезона еще два месяца. Хватит ли фантазии и изобретательности у участников "Большого цирка", чтобы развлечь зрителей, пусть даже придуманными скандалами и дутыми интригами? На Гран-При Германии публика начала покидать трибуны задолго до конца гонки. Может получиться так, что в сентябре на трибунах будут сидеть только родственники и безнадежные формульные маньяки...

Текст: Елена Светлова
Фото пресс-служб команд




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker