Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

ТРАДИЦИЯ БОРЬБЫ С БЕЗДОРОЖЬЕМ

Еще совсем недавно все, что было связано с внедорожниками и внедорожьем, воспринималось как удел немногих избранных. Кто бы мог подумать, что спустя всего несколько лет с момента появления в нашем словаре ненашего слова off-road, джиперское движение станет таким массовым, разнообразным и насыщенным. Более того, борьба с бездорожьем оказалась настолько близка по духу народу, населяющему нашу страну, что уже никто и не верит, что все эти трофи-рейды, ралли-рейды, триалы и марафоны отнюдь не российское изобретение. Ведь у нашего off-road уже есть и своя история, и свои традиции, и свои герои. Об истории и героях поговорим как-нибудь в другой раз, а пока несколько слов о традициях. Одной из неизменных и уже почти культовых традиций для владельцев полноприводной техники стало участие в трофи-рейде "Ладога". Маршрут этого трофи-рейда проходит всегда вокруг одноименного озера, длится от 7 до 9 дней и всегда в начале лета. Проводит его "Санкт-Петербургский off-road & 4x4 Club", и надо отдать должное организаторам: они прикладывают огромное количество усилий, чтобы маршруты традиционного трофи-рейда не повторялись, чтобы уровень подготовки и проведения соревнования соответствовали быстро растущему уровню подготовленности участников. Остались в прошлом времена, когда на старт "Ладоги" выходило около двух десятков экипажей друзей-единомышленников, постигающих азы джиперских премудростей.
"Ладога" образца 2001 года - это этап Кубка России по трофи-рейдам. Это более ста экипажей со всех уголков России и зарубежья на старте. Это поддержка серьезного и именитого спонсора - пива "Бочкарев". Это огромный городской праздник на Исаакиевской площади в день финиша. Это серьезная борьба с бездорожьем, техникой, контрольным временем и соперниками. Это впечатляющие призы и многое другое, что делает этот трофи-рейд непохожим на другие. Ни один другой рейд не провоцирует такого количества разговоров о том, "куда катится российский off-road", секундомер (борьба с бездорожьем на время) - это хорошо или плохо, нужны ли отборочные соревнования, и вообще, есть ли предел количественному составу участников на трофи-рейдах. Подобные разговоры - это тоже традиция. Также, как и ругать организацию "Ладоги" - это среди джиперов "хороший тон", не участвовать в "Ладоге" - плохой.
Все экипажи были разделены в зависимости от подготовленности автомобиля и желания участников на группы "Спорт" (движение индивидуально и на секундомер), "Рейд" (движение группами без секундомера, но с контрольным временем) и "Туризм" (движение по маршруту в произвольных группах и в произвольном режиме). Такое деление на группы вновь оказалось далеким от совершенства и, скорее всего, в дальнейшем будет изменено. Еще одна проблема постоянно возникает из-за стремления организаторов объединить не объединимое. Какой должна быть трасса, какой сложности маршрут, чтобы и "монстрам", то есть лидерам из группы "Спорт", активно играющим в Кубок, было интересно, и чтобы новичкам или "старичкам" на не сильно подготовленной технике было по силам дойти до финиша? На этот вопрос уже не первый год ищут ответ в питерском Клубе. Пока, в основном, заложниками этой ситуации становятся "рейдовцы", которые попадают в "засады" чуть ли не на первом СУ (специальный участок с определенным контрольным временем прохождения) и выходят из нее через сутки-двое уже внезачетными участниками трофи-рейда. Наверное, можно отправить самых сильных (по рейтингу за год) отдельным специальным особо "грязным" маршрутом. Можно с помощью системы отборочных соревнований вообще отсеивать тех, кто не готов к бездорожью длиною в 1200 км (такова длина маршрута "Ладоги"). Много еще чего можно, но... Как же традиция, как же общение, как же быть с передачей мастерства от опытных к новичкам? Вот и бьются организаторы над поиском компромиссов, выслушивая в свой адрес огромное количество критики и такое же огромное количество слов благодарности за то, что трофи-рейд, равного которому по своему масштабу и красоте в мире нет, несмотря ни на что, существует, развивается, уже имеет свою очень богатую историю и свои традиции.

"ВЕПСКИЙ ЛЕС" - ШАГ НАЗАД ИЛИ ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ
Календарь трофи-рейдов в этом году насыщен как никогда. Мало того, что в 2001 году утвержден Кубок России по трофи-рейдам, т.е. этот вид "внедорожных приключений" официально признан спортом. Так еще и этапов у Кубка оказалось не много ни мало, а десять!
Наверное, это скорее хорошо, чем не очень: больше соревнований, больше выбора у участников, соответственно сильнее желание организаторов сделать все так, чтобы спортсмены приехали именно на его трофи-рейд и сейчас, и в следующий раз. Помнится, кто-то из великих говаривал: "Альтернатива - двигатель прогресса". Или это он про рекламу сказал?
Санкт-Петербургский "off-road & 4x4 Club" в этом году проводит 3 этапа Кубка: традиционный, юбилейный трофи-рейд "Ладога" (в этом году он носил имя спонсора и именовался "Бочкарев-трофи"), новинку сезона "Вепский лес" и неизменно тяжелый осенний рейд "Блади Хеви".
"Вепский лес" начнется 15 августа и продлится 4 дня. За эти четыре дня участникам предстоит пройти два Спецучастка в режиме "non-stop" и без помощи техничек. Дело в том, что сервис на "Вепском лесе" запрещен Регламентом даже на перегоне между СУ. Чтобы экипажи смогли выдержать такой темп и такие условия соревнования, организаторы обозначили очень строгие требования к подготовке автомобилей участников. Но и это не все. Регламент "Вепского леса" запрещает использование... бензопил. За нарушение этого требования участникам грозит категорическое снятие. На вопрос: "Почему все так строго, а главное - зачем?" предводитель Санкт-Петербургского "off-road & 4x4 Club" Юрий Овчинников отвечает: " Несмотря на то, что рейд будет проходить в районе бывших лесозаготовок, мы совершенно сознательно пошли на этот шаг, который не приведет в восторг участников. Джиперы уже привыкли размахивать бензопилой, как косой. Мало кто задумывается над тем, что, возможно, где-то рядом есть объезд, другой путь через препятствие, просто другой выход из положения. Топором и лучковой пилой просеку не прорубишь: и сил много потеряешь, а уж времени... Есть надежда, что при таких условиях соревнования участники будут думать о целесообразности рубки деревьев, и делать это будут лишь в крайнем случае и экономично".
Еще одно нововведение: "монстры" трофи-рейда, то есть экипажи из группы "Спорт", пойдут после экипажей группы "Рейд", которые, в свою очередь, будут объединяться в "мини-отряды" по своему усмотрению и личным симпатиям. Причем чем выше рейтинг участника в таблице результатов по итогам всех предшествующих этапов Кубка России, тем ближе к замыкающей группе будет его стартовый номер. "Докажи свое лидерство и мастерство на размолоченной трассе" - такой приговор вынесли организаторы "Вепского леса" сильнейшим. Но и этого им показалось мало. Группа "Спорт" начнет по плану организаторов стартовать к вечеру. В "темноту" попадет каждый. И выбор о том, в каком режиме двигаться, тоже предстоит сделать каждому: продолжать бороться с бездорожьем в ночное время, когда эффективность этой борьбы почти равна нулю, или остановиться, переждать самое "непроходимое время", отдохнуть и с первым светом продолжить движение уже в уверенном темпе. У всех будет право выбора. А какая тактика окажется результативнее, выяснится по окончанию.
Сюрпризом для экипажей окажется и маршрут "Вепского леса". Впервые за всю свою историю Санкт-Петербургский "off-road & 4x4 Club" проводит трофи-рейд на Востоке области. Там нет таких красот, как в Карелии или на Карельском перешейке, зато присутствуют в избытке старые тракторные дороги и такой коварный враг внедорожных смельчаков, как глина. Враг этот мстителен и непредсказуем. Но ведь джиперы "легких путей не ищут", а скорее наоборот. Значит и глина им должна быть "по колено", вернее, "по колеса".
Возможно, некоторым любителям бездорожья условия участия в трофи-рейде "Вепский лес" покажутся чересчур строгими и негуманными. И колеса не менее "33", и технички вместе с грамотными механиками и запчастями дома нужно оставить, да еще опять это ненавистное контрольное время прохождения СУ (не уложился - снятие), запрет на использование бензопил (запустил это чудо цивилизации в дело - снятие). Да еще все дни рейда движение в режиме "non-stop", т.е. с одним стартом. Не слишком ли сильно закручивает "гайки" Санкт-Петербургский "off-road & 4x4 Club"? Не шаг ли это назад в развитии движения (вернее, уже спорта) трофи-рейдов?
Организаторы считают, что это шаг не назад, а вперед к "натурализму", вперед к прошлому, когда джиперы стремились не на машину чего побольше нагромоздить, а почаще штурмана в разведку засылать, да путь искать, да премудрости внедорожные изучать, да мастерство свое оттачивать. Остается только в будущем регламентировать маленькие "лысые" колеса, "ручную" лебедку, и вновь в цене окажутся пресловутая джиперская смекалка и талант штурмана. Но это уже "голый натурализм".
А пока: колеса все-таки "35-дюймовые", а вместо оставленных дома техничек участники "Вепского леса" смогут воспользоваться техпомощью Организаторов. Специально оснащенная машина будет стоять посередине СУ и предоставит экипажам возможность вновь сделать свой выбор: хочешь - чинись (сам), хочешь - варись (сам), хочешь - спи (опять-таки, сам).

Текст: Ольга Орлова
Фото: Андрей Каменев




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker