Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти



НА КРЫЛЕ -ФЛАГ РОССИИ

В российском автоспорте весной межсезонье. Можно, "прикрывшись" этим фактом, начать с того, что "появился момент обратить внимание...". Но начать все же стоит по-другому

Автоспорт - огромный айсберг. Тем, кто на вершине, - достается слава, призы, часы телевизионных эфиров. Всем, кто имеет телевизор, известно, что по нему показывают "Формулу-1", а там ездят Шумахер, Хаккинен... Многие из россиян смотрят по "Евроспорту" трансляции Чемпионата Мира по ралли. Считалось, что мировой автоспорт для наших гонщиков - тема закрытая, не тот у нас уровень. Успехи российских раллистов середины 90-х были подчеркивающим правило исключением. Но времена меняются. Приходит время если не заявить сакраментальное "Русские идут!", то хотя бы признать, что пора привыкать к тому, что у "боевого" автомобиля на крыле - флаг России.

ТНК РЕЙСИНГ.
КОГДА 13 - БЫЛО УДАЧЕЙ!

Первые попытки "примерить GT на себя" команда сделала еще в прошлом году. Тогда уверенные успехи в национальном кольцевом чемпионате давали возможность экспериментов. Попытки эти дали понимание подхода к участию в столь серьезных международных сериях. Было принято решение в 2001 году от национальных гонок отказаться и перенести на Чемпионат FIA основной акцент.
Тренировки начались, еще когда Россия была усыпана снегом - в феврале. Первые тесты "ТНК-Рейсинг" прошли на автодроме "Рикардо Тормо" в итальянской Валенсии всего через неделю после того, как там же тестировалась новая техника для сезона "Формулы-1". В еще неформальном общении команда познакомилась с будущими соперниками, попала в атмосферу настоящего праздника автоспорта. Было объявлено, что гонки FIA GT в этом году попадают в программу "Гоночный Суперуикэнд Eurosport", наряду с сериями "Formula Renault-2000" и "European Touring Car". Значит - хотя бы часть российских телезрителей сумеет увидеть наших ребят. Эта новость оказалась интересна многим, фан-клуб "ТНК Рейсинг" - один из самых крупных в российском автоспорте.
В поисках нужных настроек помог опыт англичанина Кея, кстати, первого из "легионеров" в российском автоспорте. И на квалификационные заезды перед стартом в легендарной Монце наши выходили уже с немалой уверенностью. Уже не мог испугать даже проливной дождь - знакомо (одна из прошлогодних гонок с участием "ТНК-Рейсинг" была и вовсе остановлена из-за дождя)! В результате - место в середине стартового поля.
У заездов машин GT есть одна особенность. Все стартуют "одной толпой" - и "заряженные" до предела GT, и более простые N-GT (где выступают россияне). Автомобили серьезно различаются в мощности и скорости, и обгоны начинаются уже на первых кругах. Эти соревнования и по телевизору-то смотреть - запутаешься, а каково пилоту: и за дорогой следить на скорости за "200", и четко оценивать - "подпирает" ли тебя твой "непосредственный" соперник, и надо бороться, или сзади накатывает автомобиль более мощного зачета, и необходимо уступить ему. Васильев, отыгравший на старте одну позицию, на пятом круге, по оценке судей, помешал лидеру "старшего" класса. Результат - флаг, предписывающий заезд в боксы и наказание "стоп энд гоу" (полная остановка и вновь старт). Последствия - потеря четырех мест. На трассу Алексей вернулся лишь 27-м.
Но сдаваться никто не думал. Весь последующий час Васильев проходил одного соперника за другим и добрался до 21-й позиции. Пришло время смены пилотов. И - вновь нехватка опыта! На этот раз слишком много времени ушло на "пересаживание" и сопутствующее обслуживание техники. Вновь - возврат на трассу в куда худшем положении. Однако привыкший к "экстремальным ситуациям" Фоменко за "свой" час восстановил потерянные позиции! Следующая смена прошла уже четко, и показанный результат (напомним - 19-е в "абсолюте" и 13-е среди N-GT) хотя и далек от призового, но "слабаками" россияне себя не показали. Скорее - крепкими середняками, что для начала, согласитесь, успех!
Второй этап оказался куда сложнее - погода над чешским автодромом менялась от просто пасмурной до дождя и даже мокрого снега. А специальную резину, необходимую именно в таких условиях, уже было не успеть достать. Хотя автодром "Brno Masaryk" и не самый быстрый ("максималка" около 220 км/ч), но зато здесь есть перепады высот. Задача была поставлена - доехать в этой гонке до финиша. Увы, не удалось - после мены пилотов Фоменко проехал всего 6 кругов до момента, когда его буквально "вынес" с трассы один из Ferrari соперников. К слову - гонка оказалась настолько тяжелой, что запланированные 500 километров за трехчасовой лимит времени не сумел преодолеть никто!

НАШЕ МНЕНИЕ: Неплохой для первого полного сезона старт, показывающий, что команду не стоит огульно записывать в аутсайдеры. Хотя до того, чтобы финишировать в призах - путь огромен. В очередной раз Н. Фоменко доказывает, что из развлекающегося шоумена стал реальным пилотом - он не только не теряет набранных более опытным Васильевым результатов, но и может улучшить положение команды. Общая субъективная оценка - "удовлетворительно". Особо стоит отметить смелость руководства команды и ее владельца - компании ТНК. Они не побоялись сделать ставку на не существующие в России и мало у нас известные гонки машин GT.

ИЗ ДОСЬЕ. Команда - "ТНК Racing". Высшее национальное достижение - Чемпион России 2000 года по АКГ ("Туризм-1600"). Серия 2001 года - Чемпионат FIA для автомобилей GT. Пилоты: Алексей Васильев, Николай Фоменко. Тренер-пилот - Ричард Кей (лучший "незаводской" пилот ВТСС-1997). Автомобиль - Porsche-996 подготовки Freisinger Motorsport (Германия). Результаты: 1-й Этап (Монца, Италия, 31.03-1.04.2001) - 24 место (из 36) в квалификации, 19 место в гонке в "абсолюте", 13 - в категории N-GT. 2-й этап (Брно, Чехия, 14-15.04) - сход из-за аварии с соперником. Следующий старт - май, трасса "Маньи-Кур".

GS-Rally: КТО БЫ СКАЗАЛ В ДЕТСТВЕ...
Кто знал, что события сложатся именно так! Шасси "Лансера", подготовленное к этому сезону, оказалось одним из самых удачных, что удавалось команде построить. Оставалось снабдить его наиболее современными агрегатами, но... Старт в Каталонии экипаж расценивал как тренировочный - надежд "побить" итальянцев, испанцев, французов на знакомых им с детства трассах было мало. Да и прошлогоднее фиаско висело психологическим грузом. Так что к Rallye de Catalunya решили воздержаться и от покупки дорогостоящей "кулачковой" коробки (разрешенной с этого года и уже активно используемой соперниками), и от заказа 300-сильного мотора на немецком "Раллиарте". Решили обойтись "всего лишь" 260-сильным, а во всеоружии предстать на этапе национального чемпионата в Сочи (с "Сочами" у Грязина вообще отдельный счет - три старта - и ни одного финиша, причем два последних года - страшные аварии).
Испанские тренировки начались заранее - по индивидуальной программе. В результате за 300 километров в "боевом" режиме (удалось договориться с местной полицией и организовать перекрытие участка дороги) получилось опробовать все возможные варианты настройки машины. Погода дала возможность провести тесты и "по солнцу", и под дождем. Так что к началу официального, "зажатого" по срокам ознакомления, за малейшие нарушения режима которого нынче грозит годичная дисквалификация, состояние уверенности уже появилось. Старые записи использовать не пришлось - за год уровень мастерства вырос, и скоростная стенограмма приобрела более "взрослый" вид. То же и с официальным осмотром технической инспекцией ралли - недочеты прошлых этапов были учтены, и автомобиль получил "допуск" беспрепятственно.
И - со старта был взят высочайший темп. На первом же спецучастке - пятое время в классе и две секунды, выигранные у "живой легенды" ралли - шведского ветерана Стига Бломквиста! Дальнейший ход первого круга показал: стартовый рывок - не случайность, можно и дальше держаться в первой пятерке в классе. Станислав признался: "Если бы в детстве, когда я заболел ралли, мне сказали, что я буду на равных гоняться с самим Стигом Бломквистом, да еще и выигрывать у него, ни за что бы не поверил! А теперь я заканчивал первый день на пятом месте в группе, выигрывая у шведа почти 6 секунд".
Все было слишком хорошо, чтобы, как говорится, "быть правдой". Один (но очень важный) электрический тумблер, не переведенный в положение "выключено" перед ночным закрытым парком, привел аккумулятор почти в "мертвое" состояние. Не то что стартером, "с толкача" машина заводиться не захотела. Это был конец! Расстроенный штурман в сердцах щелкал всеми кнопками-переключателями, и... случилось чудо! Последней капли тока хватило, чтобы мотор "заговорил". Удалось даже не опоздать на старт второго круга. А там поджидала очередная неприятность. Второй день "Каталонии" - день жесткого, шершавого асфальта, а прогноз погоды обещал плюс двадцать шесть. В результате в техничку были загружены только "жесткие" колеса, начинающие работать в полной мере только после изрядного прогрева. Это было ошибкой! Уже в первом повороте чудом удалось избежать вылета с откоса, одно колесо машины пронеслось прямо над пропастью. За 32 километра спецучастка резина так и не прогрелась - почти неизношенный протектор показывал: она не "работала"! Второй спецучасток - разворот незадолго до финиша, потеря еще 20 секунд. Экипаж сдавал позиции соперникам на глазах. К третьему "допу" пришлось готовиться заранее - за десять километров начинать "змейкой" и провокацией заноса греть шины. Немного помогло, а к следующему спецучастку механики смогли договориться с шинниками из Michelin и выменять подходящие колеса. И сразу же - третий результат в группе! При том, что ехать пришлось по грязному (от того, что впереди идущие "подрезали" все повороты по обочинам) асфальту. Только раскатились - и отмена последнего спецучастка круга! Там собралось опасное количество зрителей, но нашим ребятам эта мера безопасности явно была "боком". Бломквист не только обошел Грязина, но и уехал на полминуты вперед.
В третий день молодой россиянин и ветеран-швед схлестнулись всерьез. Сначала Бломквист укрепил положение, затем, выйдя на предел возможностей, Грязин чуть-чуть сократил отрыв. Вновь показав третье время в классе на спецучастке. И тут - поломка КПП, той самой, на которой было решено сэкономить! Передачи включались "со второй попытки", рычаг приходилось удерживать рукой. И это - на горном серпантине! На этот раз отмена спецучастка показалась уже подарком судьбы. Оставался последний доп...
За 8 километров до финиша стало ясно - "коробке" конец! Жуткий звук был слышен даже через шлемы. Передачи стали пропадать. Экипаж вспоминает: "Как потом выяснилось, коробка буквально "взорвалась", в ее корпусе образовалось несколько дырок, самая большая из них под 4 сантиметра диаметром! Масло естественно вытекло и при правых поворотах стало из под защиты попадать под левое колесо, пока не кончилось! Только чудом доехали, проиграв Бломквисту всего секунду".
Финишировать на последнем спецучастке и не доехать до финиша ралли - что может быть обиднее? Тут уже чудо сотворили механики. Пластилином, бумагой, тряпками позатыкав дырки, они залили масло, и автомобиль снова смог передвигаться. По крайней мере - 100 километров, остававшихся до финиша! Куда российский экипаж въехал четвертым в своем зачете. Из дюжины, сумевших финишировать в этом классе. Кто после этого скажет, что такое четвертое место - не успех? Не победа над собственными страхами, ошибками, невезением?
Впереди у GS-Rally - напряженный сезон. И старты в национальном чемпионате, и еще три выезда на этапы Чемпионата Мира. Основные ставки экипаж делает на асфальтовые старты - в Италии и на Корсике. Ну и, конечно, - на "реванш" в Сочи. А вот на "грунте" есть еще над чем поработать. Хотя на национальных ралли эта команда уже и так - соперник грозный. Немногие у нас имеют столь серьезный опыт, как они. Но трезвая, лишенная переоценки своих сил позиция - "фирменная" черта московской команды.
Жаль только, что со всем приходится справляться исключительно своими силами. В первую очередь, это касается финансовых затрат. Обидно видеть, как на машинах других экипажей красуется чуть ли не национальная символика. Огромная надпись Uruguay - на борту "Лансера" Густаво Треллеса, ливанца Рождера Фейхали благословляла на гонку чуть ли не вся его страна. Чтобы пресс-релизы оманца Хамеда Аль-Вахаиби попали везде, где только возможно (даже в ежегодник "Мировые ралли"), - тоже заботятся. Национальная Федерация автоспорта Франции "отмазывает" своего юного пилота Оливье Марти, спасая от грозящей дисквалификации за нарушение режима тренировок. Мол - не знал, что заехал на дистанцию будущей гонки. Даже из жуткой аварии молодой англичанки Натали Бэррет в Португалии сделали "PR-акцию".
И только у нас экипаж, имеющий самую насыщенную программу раллийных выступлений на международном уровне, показывающий явный прогресс, - как будто никому и не нужен. Редкие спонсорские наклейки на белоснежном борту "Лансера". И - одинокий российский флаг, единственный на ралли высшего мирового уровня...

НАШЕ МНЕНИЕ: Удивительный результат - на асфальтовой трассе удалось "накатить" немалое число южноевропейских пилотов, выросших на этих дорогах. Причем на машине, оказавшейся не совсем готовой. К счастью, неудачи прошлого сезона (три "списанных" автомобиля за год, авария в той же Каталонии) не сломили дух экипажа. Что подтвердила и победа в острейшей борьбе на 1 этапе чемпионата России, и успех в Испании. Общая субьективная оценка - "пять с минусом". "Особые отметки": Станислав Грязин - один из первых представителей "бизнес-класса" в российском ралли, за несколько лет ставший по-настоящему серьезным гонщиком. Команда имеет достаточно трезвые и выверенные подходы к стратегическому развитию. Но на том уровне, на котором сейчас выступает GS-Rally, без серьезной спонсорской поддержки уже тяжело. А ее пока - увы, недостаточно.

Разные команды, разные судьбы, разные соревнования. Одни выбрали престижный класс кольцевых прототипов, другие - "клубный" раллийный зачет. За спиной одних - нефтяной гигант, вторые - решают проблемы собственными силами. Пока ни тем, ни другим не "светит" подняться на первые ступени пьедесталов своих соревнований. Но - они наши, и они представляют страну в закрытом для нас долгие годы мире большого автоспорта. И забывать о них, обижать невниманием - было бы предательством. "THK-Рейсинг", "GS-Rally", "LUKOIL-Арденн Россия", выступающая в "Формуле-3000", последней ступени перед "F-1", пилоты "Клуба Рейсинг", вступившие в борьбу в Чемпионате Италии на своих "Формулах-3"... Мы еще расскажем о них. О тех, кто несет по гоночным трассам мира российский триколор...

Кстати, пока готовился материал, поступило еще несколько новостей о "наших там". И новости как на подбор хорошие:
  • На этапе Кубка Мира по ралли-рейдам Optic-2000 (Тунис) "камазовский" экипаж В. Чагина выиграл зачет грузовиков "в одни ворота". Неплохие результаты и у экипажей А. Хроля и В. Ракитянского - 5 и 6 место в зачете легковых автомобилей.
  • Роман Русинов - мало известный на родине молодой пилот, уже не первый год выступающий в европейских "формульных" сериях, в июле приглашен на тесты в Benetton! Наконец-то фамилия нашего соотечественника прозвучала рядом с реальной "Формулой 1"!
  • Команда "Арденн-Россия" достигла на втором этапе F-3000 в Монце яркого успеха. Первый пилот - Даррен Мэннинг - финишировал вторым из 26 участников, отстав от победителя всего на 3.5 секунды! Впервые в "десятке" оказался и второй пилот - Виктор Маслов. После двух этапов Мэннинг оказался на 4 месте в зачете пилотов, а "Арденн-Россия" - четвертой из 10 заявленных команд.
  • Московская команда "Спорт-Гараж", участвующая в Чемпионате России в классе "Туринг" (бывший "Туризм-2000") и являющаяся инициатором "Кубка Polo", приняла решение о том, что в первые дни мая ее пилоты - О. Кесельман и С. Крылов - стартуют в первом этапе престижной немецкой серии DTC.

Текст: Антон Борисенко
Фото: Автор,
пресс-служба ТНК-рейсинг

ИЗ ДОСЬЕ: Команда: "GS-Rally". Экипаж: пилот Станислав Грязин, штурман - Дмитрий Еремеев. Высшее национальное достижение: вице-чемпионы России в "абсолютном" зачете и чемпионы в группе N 1999 года. Серия 2001 года: Чемпионат Мира FIA для пилотов "серийных" автомобилей (группа N). Автомобиль: Mitsubishi Lancer Evolution VI подготовки GS-Rally. Результаты: ралли "Швеция" (февраль) - сход, вылет с трассы. Ралли "Каталония", 23-25.03.2001, Испания. 23 место в "абсолюте" и 4 - в классе (из 22 и 94 стартовавших соответственно). Следующий старт - Neste Rally Finland, август.



 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker