Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти



ГЛУБОКИЙ СЛЕД В ПРЕССЕ

Сегодня автомобильная пресса, издания, пишущие на автомобильную тематику и обо всем, что, так или иначе, связано с автомобилем, представлена довольно широко. От бесплатных рекламных газет небольшого объема до толстых дорогих журналов. Выбор богатый. Но вернемся на сто с небольшим лет назад в Россию, которая только-только "вставала на колеса" и начинала "заболевать" автомобилем

ИЗДАНИЯ, "К АВТОМОБИЛЮ ОТНОСЯЩИЕСЯ"…
Поначалу, естественно, не было и не могло быть отдельного издания, полностью посвященного автомобилю. Некоторые издания того времени, особенно связанные со спортом, начали периодически публиковать статьи о "самокатах и безлошадных экипажах", развивая интерес у обывателя. В Петербурге с 1894 года стал выходить журнал "Самокат" Александра Ивановича Орловс-кого, издававшийся при магазине самого А. Орловского, занимавшегося продажей велосипедов. К 1902 году Орловский передал издание сыновьям. И те, водрузив в подзаголовок журнала фразу "Еженедельный иллюстрированный журнал всех видов спорта и усовершенствованных способов передвижения", начали писать не только о велосипедах, но об автомобильных состязаниях и гонках на моторных лодках. А с 1907 года журнал изменил свое название и предстал читающей публике как "Автомобильное дело". Начало ХХ века породило целый ряд автомобильных изданий, но до этого момента информацию об автомобилях и всем, что с ними было связано, приходилось искать в таких журналах, как "Циклист" или "Спорт".
"Циклист" появился на свет в 1895 году. На его страницах печатались бок о бок материалы о спортивных соревнованиях, фельетоны и даже карикатуры. Позже появились отдельные рубрики: велосипед, автомобиль, конские состязания. Но постепенно журнал начал "сползать" в сторону скачек и бегов, тем более, что в "Циклисте" регулярно печатались программы бегов, портреты лошадей-фаворитов и наездников. В таком виде "Циклист" просуществовал до 1906 года.
В 1902 году в России появляется "вполне специализированный" автомобильный журнал под простым названием "Автомобиль". На то время это было единственное в России действительно автомобильное издание. Во вступительной статье первого номера "Автомобиля" сообщалось, что "издание данного журнала - дань необходимости и цель редакции заключается в пропаганде автомобилизма на русской почве".
Основателем и главным редактором этого журнала был Андрей Платонович Нагель. А. Нагель прославился не только как прекрасный автожурналист, но и как замечательный гонщик и раллист. Но кроме своего прославленного "Автомобиля", Нагель сумел в разное время издавать и другие подобные издания, такие, например, как "Двигатель", "Спорт", "Аэро и автомобильная жизнь". Конец существованию журнала "Автомобиль", этого первенца настоящей автопрессы положил семнадцатый год…
Немного позже "Автомобиля" в Москве с 1908 года начал выходить другой журнал - "Автомобилист". Он также добился успеха и стал популярен.
Многие автомобильные издания того времени исчезали довольно быстро после своего рождения. В Москве в 1911 году таким оказался журнал "Автомобильные новости", немногим дольше, до 1912 года, продержался "Автомобиль и воздухоплавание".
Помимо перечисленных изданий, в Петербурге в разное время выходили "Автомобильная жизнь" (1908-1909) и "Мотор" (1913-1914).
Но, пожалуй, самым серьезным и действительно популярным изданием из последних в России можно назвать журнал "Самоход" (1916-1917). Он издавался Управлением заведующего автомобильной частью Западного фронта. "Самоход" смог стать первым специальным военно-автомобильным изданием в России, но вышло лишь 12 номеров. Потом наступил 1917-й…

ИЗДАНИЯ, К АВТОМОБИЛЮ ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕВШИЕ
Естественно, обойти вниманием автомобиль не могла ни одна газета и ни один журнал. Многие из них, не имея вообще никакого отношения к автомобильной тематике, печатали целые репортажи с автомобильных выставок или же помещали подробные фоторепортажи о гонках.
Первые небольшие заметки, посвященные автомобилю были опубликованы в московском журнале "Велосипед и речной яхт-клуб". Главной задачей этого издания, по словам редактора С. Яновского, было "ознакомление спортсменов с историей спорта в России и с современным его состоянием". Автомобиль, точнее сказать автомобилизм, рассматривался вначале именно как спорт, поэтому и оказался "пропечатанным" в этом журнале.
Такие издания, как "Солнце России" и "Нива", которые ни при каких обстоятельствах нельзя назвать"автомобильными", будучи изданиями литературного и художественного толка, тем не менее писали на эту тему. "Нива", например, замечала все "случавшиеся" технические новинки и мероприятия - будь то новая железная дорога, новый рекорд скорости или автомобильные гонки во Франции, Испании или в Петербурге.
Всего же, с 1891 года, когда в России появился первый автомобиль, и до 1917-го, выходило более 20 изданий так или иначе писавших об автомобиле и для автомобилистов.

Текст: Антон Федосеев-Залецкий




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker