Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

РАЛЛИЙНОЕ "ГРАН-ПРИ ИСПАНИИ"

Обсуждение подробностей кошмара, творившегося на размытых дорогах Португалии, очень быстро осталось уделом лишь специалистов. Основная масса народа, следящего за ходом чемпионата мира по ралли, уже через полторы недели была полностью поглощена следующим этапом: "RACC Rallye Catalunya - Costa Brava", или в просторечье - испанской "Каталуньей".
Еще бы - именно здесь на первом в сезоне ралли "настоящего асфальта" (и наконец-то - хорошей погоды) должны были взорваться две главные мины нынешнего сезона. Стартовал "малый чемпионат" - новый зачет автомобилей Super-1600, и, главное, в чемпионате "большом" в борьбу заводских команд вступал новый и столь долгожданный игрок. "Красные дьяволы", "двойной шеврон"... в общем - команда Citroen Sport и блистательная Xsara T4 WRC

Вот видите - еще толком не начался репортаж, а о новом и практически неизвестном автомобиле - уже в превосходных тонах! Впрочем, почему же незнакомом? Ни одна другая машина категории WRC не проходила столь длительной подготовки к основным стартам. Полтора года назад уже был готов ходовой образец, в прошлом сезоне заводской пилот Филипп Бугальски в пух и прах разнес соперников-соотечественников на национальном чемпионате. Конечно, машина WRC это вам не легкий и "заточенный" под асфальтовые гонки кит-кар, однако всем было хорошо известно - "Ситроен" в этом сезоне будет стартовать только в "необходимом минимуме" - четырех этапах и ставку делает именно на твердое покрытие. Именно для того, чтобы нанести свой первый удар на каталонском асфальте.
Ралли "Каталунья" любимо командами, пилотами и болельщиками. Оно не раз признавалось самым хорошо организованным событием раллийного года. На нем нет ярко выраженных фаворитов - лишь двое из ныне выступающих в WRC пилотов (К. МакРей и Сайнс) побеждали здесь по два раза, остальные - лишь по одному. В этом году - существенное обновление трассы, большинство спецучастков если не новые, то уж "запущенные" в обратном направлении - это точно. Формат гонки достаточно компактный и логичный: каждый день по три участка "до обеда" и три (обратное прохождение) - после. Вот только со зрителями стали получаться неувязки, да и то основная вина в этом эпидемии ящура, распространяющейся из Великобритании через Францию на континент. Помимо строжайших "противоинфекционных" инструкций, местные власти потребовали, чтобы территорию покинули английские и французские болельщики, а на первые открывающие гонку спецучастки и вовсе попытались запретить доступ зрителей. Тщетно! Когда речь идет о событии такого уровня, любимом и долгожданном, даже законопослушные и благоразумные европейцы могут откровенно игнорировать подобные требования.
Ну и конечно же - ожидание старта малышек Super-1600, которые провозглашены ФИА новым способом воспитания молодых пилотов за разумные деньги. Всякие опасения по поводу "востребованности" этого класса отпали больше месяца назад. Минимальный порог в 10 заявившихся был уверенно перекрыт - 22 участника на старте. Что характерно - и вправду молодежь, лишь пятеро оказались старше 27 лет. Из Франции, Бельгии, Италии, Швеции, Финляндии, Швейцарии, Великобритании. Пока что в борьбу включились машины четырех марок: Citroёn Saxo, Ford Puma, Peugeot-206maxi и Fiat Punto-kit. Позже к "Суперам" присоединится еще и Rover, а на будущий сезон планирует начать строительства Corsa-Super-1600 и "Опель".
Для россиян испанский этап носил еще один притягательный оттенок. Нашим было за кого болеть. Московский экипаж Станислав Грязин - Дмитрий Еремеев на своем Mitsubishi Lancer Evo VI вступал в бой на трассе с соперниками по группе N. Весьма, кстати, представительным составом - двумя десятками пилотов из разных стран. В прошлом году "каталонский вояж" у москвичей закончился неудачно - серьезным повреждением автомобиля в аварии, но с тех пор Станислав поднабрался и нового опыта.
Однако главное внимание, естественно, к участникам "заводского" зачета. Первым - был вопрос о "корпоративной этике". Ведь Peugeot и Citroёn - подразделения одного и того же концерна, PSA, и "Пежо" в этом тандеме "главнее". Не получится ли так, что "командные установки" будут давать уже даже не руководители команд, а правление концерна? На специально созванную пресс-конференцию прибыл даже представитель этого самого правления и в присутствии шефов обеих команд и всех пяти "заводских" экипажей PSA заявил - никаких "политических игр" не будет, команды вольны в определении своей стратегии и тактики.
И тут же - еще один скандал. Причем в центре его никто иной, как те самые "Ситроены"! А точнее - "второй номер" команды Хесус Пурас. На ознакомлении он был при первом из двух разрешенных проездов замечен... с готовой стенограммой. Как такое может быть, если не было запретных несанкционированных проездов? Нынче за подобные провинности карают строго - отстраняют от старта, и национальным федерациям рекомендовано на год дисквалифицировать попавшегося пилота. Дело находится под контролем самого президента ФИА Макса Мосли. Впрочем, Пурас долго не искал оправданий. Да, есть! Но только не "шпионски написанная", а... "отзеркаленная" штурманом Марком Марти из старых стенограмм, когда эти же участки использовались в обратном направлении. Коллегия спортивных комиссаров совещалась долго, но к старту Пураса допустили. Что тут началось среди остальных пилотов! "Этого не может быть! Стенограмму нельзя переписать просто задом наперед, этот бред поймет любой раллист! Если ФИА не способна разобраться с этим случаем - о чем с ней тогда вообще разговаривать!" - вот лишь "краткий обзор" того, что высказывали ведущие экипажи. Шеф Citroёn Sport Ги Фрекелен выступил в защиту своего пилота: "Все это направлено исключительно на дестабилизацию состояния экипажа. Нас боятся и пытаются вывести из себя! Все эти ограничения с количеством ознакомительным проездов - имбецильны!" Стоп! Возможно в этом прямом выпаде, по сути - неприкрытом оскорблении политики Мосли, и кроется причина того что было дальше...
На предстартовом тестовом участке вновь подтвердил свой неофициальный титул "короля шейкдаунов" Маркус Гронхольм. Финн, не считающийся специалистом по асфальтовым трассам и не заявленный Peugeot в заводской зачет, в очередной раз установил лучшее время! Впрочем, было одно "но" - "Ситроены" активно сбивали соперников с толку. Пилоты откровенно отпускали газ за сотню метров до финиша теста, а представители команды заявляли что... и вовсе не ведут хронометража. В общем - хитрит француз...
Зато со старта - рванули. Вернее - рванул Пурас, выиграв первый спецучасток, а Бугальски сразу же столкнулся с биением задних тормозов и оказался лишь двенадцатым. Пока поменяли диск, пока Филипп поверил в машину - второй спецучасток выиграли другие "красные". Обновленная Mitsubishi Мякинена доказала, что обрела скорость и на асфальте. Томми "накатил" Пурасу на СУ-2 почти 4 секунды. Для асфальта - прилично. Прошлогодние победители - Ford - на первом круге гонки откровенно "не попали в резину", выбрав слишком жесткий состав шин. К тому же моторы работали как-то нечетко, да и Колин МакРей умудрился разок заглохнуть на старте, потеряв 11 секунд.
В общем, после того, как на СУ-3 "Ситроены" окончательно взяли гонку в свои руки, ралли "Каталония" стало напоминать... гран-при "Формулы-1". Впереди - пара "красных" (Citroёn), следом - пара "Серебряных" (Peugeot Ориоля и Паницци). А вот в "синем углу ринга", то есть в Subaru, опять все пошло наперекосяк! Сольберг пополнил "коллекцию уборов", вылетев с трассы на третьем допе, а Бернс всю дорогу мучался с КПП и потерял 40 секунд.
На пятом допе гонка лишилась чемпиона мира - неудачно "зарезав" поворот, Гронхольм оторвал заднее колесо. Вообще, "подрезки" трассы в Каталонии - разговор особый. Эта трасса дает возможность спрямлять виражи по грунту обочин, как ни одна другая. А соответственно - чем позже едешь, тем хуже. Впереди идущие выбрасывают на асфальт изрядную порцию грязи, камней и песка - того и гляди, пробьешь раскаленную резину "слика". Или вовсе - соскользнешь с дороги. Остается - "зарезать" еще глубже. Из-за того, что на этот раз многие спецучастки проходились "туда и обратно", эта тактика приносила и вовсе интересные эффекты. Увы, одному из тех, кто собирался активно пользоваться "подрезками" - в очередной раз не повезло! Речь - о Колине МакРее. На старте СУ-6 его "Фокус" попросту отказался заводиться. Пятая гонка подряд без зачетных очков... Позже станет известно, что причиной схода МакРея были неправильно отрегулированные бензонасосы, поступающие в опломбированном виде от изготовителя. Замена их на такие же, но из предыдущей партии лишила экипажи дальнейших проблем. Увы - у экипажа МакРея проблем уже не было вовсе, кроме дороги домой...
Тем временем в "суперах" лидерство захватил Себастьен Лоэб, пилотирующий Citroёn Saxo. Пресс-релизы тут же окрестили утро второго гоночного дня "красным рассветом". И в этот рассвет уходил 61 остающийся в строю экипаж.
А утренний релиз Subaru был неожиданно мрачен: "Похоже, "синим" очки здесь не светят!" Спросили бы Ричарда Бернса! Несмотря на то, что он начинал день 15-м, он был полон даже не оптимизма - фанатизма. "Мне что финишировать без зачетных очков, что не финишировать вовсе - разницы никакой!" А значит - Ричард начал играть ва-банк. И места в пятерках лучших времен на спецучастках посыпались к британцу.
Но впереди-то - все равно Citroёn! Ориоль, один из тех, кто активнее всего выступал против возможности Пураса "отзеркалить" стенограмму, заявил: "По поводу мистера Пураса свое мнение я уже высказал. А сейчас я вижу его следы и заявляю - он идет по ИДЕАЛЬНЫМ траекториям. Я не мог бы так ехать, будь я даже за рулем Xsara! Это было бы возможно лишь при двух условиях. Первое - это был бы кто-то из нас троих: я, Франсуа (Делекур) или Филипп (Бугальски), и второе - это был бы наш "домашний" чемпионат Франции, который мы знаем наизусть!" Верить Ориолю можно - все-таки он второй из "старейшин" WRC, однако мэтр не учел маленькой детальки. Был подлог стенограммы или нет - осталось тайной, но Пурас-то - тоже, как говорится, - не "свистулька макаронная", а семикратный чемпион своей страны. Той самой Испании, по дорогам которой он и выписывал "идеальные траектории"!
Лишилась одного из своих экипажей Skoda - "сошел с ума" гидроусилитель на "Октавии" Шварца. Вторая команда, не надеявшаяся увезти из Испании зачетные очки - Hyundai продолжала работать над настройками. Ведь здесь понимали - новая "эволюция" Accent WRC "заточена" пока что под грунт, а на асфальте пытаться угнаться за лидерами можно будет не раньше осени. А пока - из-за перегрева двигателя в дуэте Hyundai произошла "рокировка" - Льятти опередил Алистера МакРея.
Но вторая "рокировка" привлекла куда больше внимания. На СУ-9 опередил товарища по команде Бугальски. В ралли сменился лидер! Оба пилота Citroёn при этом жаловались на тормоза. Филипп подкачивал тормозную педаль 8 километров спецучастка, а Хесус вынужден был подтормаживать левой ногой в каждом повороте на протяжении 15 км. При всем этом идущий пятым Мякинен не мог скрыть удивления: "У нас одинаковая резина, и я вижу по следам - траектории одинаковы тоже. Но почему-то у французов эта же резина попросту лучше работает!" Бугальски то ли осторожничает, то ли язвит: "Вообще-то по моему плану я не собирался сегодня выходить в лидеры. Это у меня было припасено на завтра...". Бернс прорывается в "десятку", а Мартин продолжает терять время из-за "глюков" в электронике машины. Пара "Фордов", оправившись от вчерашних напастей, пристраивается на 6 и 7 места, которые вскоре становятся 5-м и 6-м!
Потому что - СХОДИТ ПУРАС! Всеобщий "раздражитель" останавливается сначала на дорожной секции, пытаясь починить автомобиль. Он уже явно "хватает опоздание", но... испанцу уже все равно. По одним источникам - проблема с системой выключения сцепления, по другим - все те же злополучные тормоза.
День обрывается практически на этой ноте. Последний спецучасток второго круга неожиданно отменяют. Нет никакой возможности справиться с огромным количеством зрителей, обеспечить безопасность прохождения машин...
Впрочем, говоря о втором дне ралли "Каталония-2001", нельзя забыть еще два факта. Первый - на СУ-11 Станислав Грязин показал третье время в своей группе N. И второе - к концу дня он вел борьбу за 4-5 место в этой группе со знаменитым ветераном Стигом Бломквистом... Решающий, третий день, привел гонку обратно на "мягкий" и ровный асфальт - повторение первого круга. С утра напомнил о себе Жиль Паницци. Теперь ему уже не так-то просто побеждать на асфальте "в одни ворота" - ни Ситроены, ни товарищ по команде Ориоль так просто этого не допустят. Паницци оставался третьим. А вот второй номер Mitsubishi Лойкс не только прекрасно вел гонку до этого, но на том же тринадцатом допе "выстрелил" сразу на три места вперед, обойдя обоих "Фордов" за один прием и пристроившись на пятом месте за лидером команды Мякиненом. Подтянулся и Бернс, ему не хватало до "очковой зоны" в командном зачете теперь всего одного места. Это случилось на пятнадцатом спецучастке. Проблемы со сцеплением "Ксары" начали ощущаться еще на предыдущем допе, но его Филипп прошел без потерь. И... не смог вовремя стартовать на СУ-15! Две минуты опоздания в этом случае считаются как две минуты штрафа. Бугальски "автоматически" отлетел на четвертую строку протокола, и стало ясно - сенсационной победы Citroёn в первом же старте не получится. Пара Peugeot - Ориоль и Паницци - возглавили гонку, следом - два Mitsubishi, и только потом - Бугальски, преследуемый парой Ford, где Сайнс опередил Делекура из-за полученной тем десятисекундной пенализации за фальстарт.
В таком порядке ралли и пришло к финишу. Но... на этом не закончилось. Расстроенные "Ситроены" еще переживали ускользнувшую из-под носа победу, когда вечером по ним был нанесен очередной удар. Помните инцидент со стенограммой Марти и резкое высказывание Фрекелена перед стартом? Да, внешне причина того, что экипажу Бугальски "приклеили" еще две минуты штрафа, была мотивирована официально. Однако "из неофициальных источников" практически тут же стало известно, что это... наказание команде за непокорность. Спрашивается, почему экипаж Бугальски должен отвечать за действия менеджера и другого экипажа? И отвечать тяжко - добавленных двух минут как раз хватило, чтобы Филипп отлетел на 8 место - первое из не давших в этой гонке командных очков. Последнее ухватил-таки Бернс, оказавшийся седьмым.
Конечно, популярность ралли стремительно растет, особенно с принципиальными изменениями в системе телетрансляций. Раллийный чемпионат стремительно нагоняет "Формулу-1" по популярности. То, что для придачи большего интереса своей серии функционеры "королевы автоспорта" частенько идут на раздувание скандалов, иногда - на весьма сомнительной почве - не секрет ни для кого. Будет жаль, если ралли унаследует подобные "желтые" приемы собственной "раскрутки". Сходство с "гран-при" очертило и положение в итоговом протоколе. Два "Пежо", два "Мицубиси", два "Форда". Остальные - вразброс и сзади...
Несмотря на подобное скандальное "обрамление", ралли Catalunya-2000 получилось интересным. Первый старт "Суперов" дал немало почвы для размышлений. Велик оказался процент схода - многие машины еще выглядят откровенно "сырыми". Однако уверенный финиш победителя - Себастьена Лоэба на 17-м месте в абсолютном зачете (впереди победителя группы N аргентинца Габриэля Поззо) дал многим повод говорить - и вправду Super-1600 может "убить" группу N. Мы бы не спешили с такими выводами - ведь это была асфальтовая гонка, а на грунтах переднеприводным малышам будет куда тяжелее бороться с турбинными полноприводниками группы N.
И - приятная новость. Станислав Грязин на этот раз добрался до финиша и показал лучший из результатов, который российским "частным" пилотам удавался в "серийном" зачете. 23-е место в "абсолюте" и четвертое в группе N (из 12 добравшихся до финиша участников этого зачета)! Да, это успех - несомненно. С чем мы москвичей и поздравляем!

Текст: Антон Борисенко
Фото: Пресс-службы команд

РЕЗУЛЬТАТЫ RACC RALLYE DE CATALUNYA - COSTA BRAVA
4 этап FIA WRC-2001, 1 этап Чемпионата мира в классе Super-1600
23-25.03, ЛЬОРЕТТ ДЕЛЬ МАР, ИСПАНИЯ
Трасса - 1815,02 км, из них - 383,18 км на 18 спецуч. (1 отм.), 100% асфальт
Заявлено - 78 экипажей, стартовало - 76, финишировало - 36
1. Д. Ориоль - Д. Жироде (F) Peugeot 206WRC 3:40:54,7
2. Ж. Паницци - Х. Паницци (F) Peugeot 206WRC +0:23,2
3. Т. Мякинен - Р. Маннисенмяки (FIN) Mitsubishi Lancer Evo +1:01,4
4. Ф. Лойкс - С. Смитс (В) Mitsubishi Carisma GT +2:16,7
5. К. Сайнс - Л. Мойя (Е) Ford Focus RS WRC +2:35,7
6. Ф. Делекур - Д. Граталу (F) Ford Focus RS WRC +2:43.7
7. Р. Бернс - Р. Рейд (GB) Subaru Impreza WRC +3:02,8
8. Ф. Бугальски - Ж.-П. Шарони (F) Citroen Xsara T4 WRC +3:25,7
9. С. Лоэб - Д. Елена (F) Сitroen Saxo kit +19:23,9
18. Г. Поззо - Д.-Л. Стилло (RA) Mitsubishi Lancer Evo VI +23:41,4 1-й в N
23. С. Грязин - Д. Еремеев (RUS) Mitsubishi Lancer Evo VI +26:59,7 4-й в N



 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker