Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ…

Основными причинами некоторых перестановок в календаре Чемпионата мира по ралли (FIA WRC) назывались попытки "угадать" с погодой в дни проведения этапов. "Рокировка", сделавшая ралли "Сафари" этапом летним и сместившая "Португалию" на начало марта, стала для европейского этапа чуть ли не роковой. Кто знал, что все три зимних месяца над Португалией будут лить, почти не переставая, дожди, превращая обычно пыльную и достаточно жесткую трассу в сплошную грязевую ванну.

Незадолго до старта вовсю пошли разговоры о возможной отмене ралли. Но шутка ли - отменить этап Чемпионата Мира! Только на первый, стартовый "супер-спецучасток" уже было продано более 20000 билетов! Решение было принято - старт состоится! Еще на ознакомлении с дистанцией опыт- ные пилоты и штурманы сравнивали состояние трассы даже не с "Сафари" в худшие (как раз выпадавшие под сезон ливней) годы, а с вязкой и скользкой трассой Индонезии, куда Чемпионат не заглядывает уже несколько лет. Мнения были едины - такого кошмара в Португалии не помнили даже самые бывалые ветераны. Даже не то, что в Португалии - в принципе, на европейских этапах.
А ведь команды готовились к "первому настоящему" ралли сезона. Именно таковым всегда считался этот этап, ведь открывающие год "Монте-Карло" и "Швеция" (как и "Сафари" в прошлые годы) - гонки интересные, непростые и уважаемые, но... для многих настоящее ралли это все-таки - грунтовые трассы. Именно здесь решила устроить презентацию своего нового автомобиля команда Hyundai - над рождением Accent WRC 02 коллектив трудился больше года - машина должна была вобрать весь опыт, накопленный в предыдущем сезоне "сверхплановых обязательств" (12 стартов вместо допустимых четырех в первый год в "высшей лиге"). В Mitsubishi - свои праздники. Во-первых, ценное приобретение - для работы над программой Lancer WRC в команду пришел Эд Вуд, раньше работавший не где-то, а в легендарной Scuderia Ferrari! А во-вторых, TAP Rallye de Portugal-2001 было сотым стартом для Томми Мякинена на этапах WRC. А вот для японца Тошихиро Араи это ралли стало стартом первым - в качестве официального "заводского" пилота Subaru, а не участника "клиентской" программы Allstars. Peugeot оказалась дальновиднее своих соперников - в "день Х", когда по правилам ФИА за месяц до начала ралли необходимо было объявить два типа шин, которые будут использоваться, французы сделали ставку на грязевой протектор и оказались единственными, кто пошел на такой выбор. Остальным пришлось приспосабливать имеющиеся грунтовые колеса - прорезать дополнительные грязеотводные канавки. Специалисты Michelin подсчитали - для того, чтобы произвести подобную "модернизацию" только для машин Mitsubishi, представители шинной фирмы потратили 24 человеко-часа.
Наверное, единственными, кто считал дождь и слякоть своими союзниками, были пилоты "Шкоды" - Армин Шварц и Бруно Тири. Опытные раллисты прекрасно понимают, что "малобюджетная" команда пока так и не смогла по-строить двигатель, мощности которого хватало бы для борьбы с соперниками на скоростных трассах. Зато надежности Octavia WRC не занимать - именно в способности доезжать до финиша и состоит главный козырь этого автомобиля. А значит - чем тяжелее трасса, тем выше шансы. Увы, и здесь логика отвернулась... Чешские автомобили стали первыми, кто покинул ралли, уже к старту первого спецучастка первого "полного" дня обе "Октавии" подвели свои экипажи.
На "том самом" первом вечернем супер-этапе показать свое мастерство двадцати тысячам зрителей удалось не всем. Трасса настолько быстро приходила в абсолютно непотребное состояние, что после прохождения 40 из 94 стартовавших экипажей, доп было решено все-таки остановить, проставив остальным одинаковое время. А лидеры уже здесь сделали заявку на будущий успех.
Стартовый порядок достаточно прост - первым на трассу уходит экипаж, имеющий в чемпионате лучшее положение. К старту "Португалии" три пилота подошли в статусе лидеров - по 10 очков было в активе Мякинена, Сайнса и Рованперы. Они и открывали гонку. Причем, если обычно положение "первого на дороге" - преимущество сомнительное (приходится "разметать" для других верхний слой покрытия, всегда обладающий чуть худшим сцеплением), то на этот раз все было наоборот. То, по чему ехал лидер, еще можно было назвать дорогой. После прохождения нескольких машин уже образовывались колеи, которые к концу первой десятки уже достигали угрожающей глубины. Опытный пилот Hyundai Кеннет Эрикссон (которому порядок старта предписывал отправляться на трассу как раз в конце первой десятки) сказал: "Я могу только посочувствовать тем, кто едет после нас. Особенно - тем пилотам, которые идут на переднеприводных автомобилях!" Действительно, если полный привод еще справлялся с разрытой дорогой, то для "одноприводных" трасса стала препятствием непреодолимым - впервые в истории WRC на финише не было ни одной (!) машины с приводом на одну ось.
Да и у "полных" колея превращала борьбу спортивную в борьбу с дорогой. Это показывали результаты - никакие попытки приблизиться к лидерам успеха не получали, и отрывы росли на глазах. Куда там атаковать, когда автомобили "ложились на брюхо", ползли по колее на листах защиты. "Ползли", конечно, относительно - скорости все-таки оставались достаточно приличными. Например, для того, чтобы Mitsubishi молодой англичанки Натали Бэррет, соскользнув в повороте с дороги, прокувыркался по склону восемь (!) оборотов через крышу и остановился только упершись в дерево. Только успел женский экипаж покинуть останки "Лансера", как чуть ли не сверху "пристроился" заводской пилот Citroen Филипп Бугаль-ски, чей полет остановило соседнее дерево. Многократный чемпион мира в "серийной" группе N - уругваец Густаво Треллес - попросту завяз в колее и из борьбы выбыл. Разбив подвеску, молодой Петтер Сольберг из Subaru, вновь оставил лидера команды Бернса в одиночку бороться за очки зачета марок. Выбыл из гонки Араи, сломался "Пежо" надежды местных болельщиков Лопеса. И среди фаворитов - не без потерь, уже к середине первого дня отправился паковать чемоданы Колин МакРей, которого в очередной раз подвел двигатель Ford Focus RS WRC. Те же, кто оставался на трассе, "схватили радостей" по полной программе. К раскисшей дороге и непрекращающемуся дождю добавилась еще одна напасть - туман. Ограничивающий видимость тридцатью, двадцатью.., местами - и вовсе семью метрами! Самолеты титульного спонсора ралли - TransAir Portugal уже давно не взлетали с близлежащего аэродрома. Куда ниже в плотном тумане взлетали и автомобили на знаменитом трамплине Фафе - прошлогодний рекорд Армина Шварца (73 м полета при "взлетной скорости" 180 км/ч) мог "спать спокойно". А второй раз сюда спортсменам вернуться и вовсе не удалось - начались отмены спецучастков...
К этому подталкивало все. И то, что в плотном тумане не только зрители, но и... маршалы дистанции позволяли себе перебегать трассу в 10-15 метрах перед машинами, и то, что вязли автомобили организатора, и к "боевым постам" не могли пробраться "Скорая помощь" и спасатели.
Отрывы продолжали расти, а среди лидеров ситуация изменилась только в самом конце дня. Сайнс на последнем спецучастке круга обошел Рованперу на доли секунды. Тогда еще никто не знал, что легкий пар из-под капота Peugeot финна - это не попавшая на раскаленный мотор вода, а первая весточка неисправности, из-за которой Харри наутро покинет гонку. Покинет весьма обидно, ведь у него были все шансы заткнуть хорошим результатом рот скептикам, ставшим брюзжать после шведского триумфа, что Рованпера силен только среди "родных сугробов".
Второй круг ралли не принес облегчения никому. Поредевший на треть караван автомобилей продолжал прокладывать путь по колее и жиже. Туман сгущался. Следующей жертвой стал Маркко Мартин, "Импреза" которого осталась бессильно вращать в грязи колесами после неудачной попытки срезать поворот. Последний из стана Subaru - лидер команды Ричард Бернс - шел по трассе уверенно, однако попытаться атаковать не мог - в машине постоянно что-то ломалось. Фредди Лойкс, "второй номер" Mitsubishi, тоже показывал достойные результаты и уверенно держался в "очковой зоне". И когда и его подвел автомобиль, и гонка для бельгийца прекратилась, ехидные журналисты не преминули "лягнуть" беднягу. "Даже удивительно, Фредди сошел по технической причине, а не перевернувшись, как обычно!" - заявляла одна из служб раллийных новостей.
Организаторы не только вынуждены были отменять доп за допом (еще один пресс-релиз начинался с фразы "Спецучастки мрут как мухи"), но и вообще теряли контроль над гонкой. На одном из стартов отказали электронные часы хронометристов, на другом, после того как "нули" не смогли пробиться по трассе, судьи попытались... запустить лидера Мякинена без открывающих экипажей. Естественно - тщетно. На СУ-12 - новая напасть, какой-то "идиот" (снова - дословно с ленты новостей!) припарковал машину в повороте, да еще и в самом опасном месте. Скандал? Через десять минут выяснилось - "идиотом" оказался никто иной, как... комиссар по безопасности! Он попросту застрял в том самом повороте на... джипе Mitsubishi Pajero! Состояние дороги можно представить хотя бы по этому факту...
Одним словом, к концу дня многим стало ясно - ничего хорошего в этой гонке уже не случится. Немалая часть пилотов, чувствуя не только безнадежность, но и явную опасность "упираться", стала идти на "доезд". А что было делать - разрывы достигли неприличных размеров; даже "починяя" свой Ford и простояв минуту на спецучастке, Франсуа Делекур не отодвинулся назад ни на одну позицию со своего пятого места! Кстати, те, кто ехали шестым и седьмым - пилоты Hyundai, были не то что довольны - ошеломлены подобным положением дел. "Абсолютно новый автомобиль, первый старт - и такая жуткая трасса. Я ожидал всего, чего угодно! Что отвалится колесо, может - даже два... Но новый Accent просто поражает меня своей надежностью", - говорил в конце дня умудренный Кеннет Эрикссон.
И все-таки есть в Чемпионате Мира один пилот, для которого езда в режиме полного контроля ситуации, без риска - родная стихия. И получается это у него невероятно быстро. Конечно же - Карлос Сайнс. Одним из первых объявив, что не собирается больше рисковать, он тем не менее к концу дня умудрился подтянуться к лидирующему Мякинену настолько плотно, что запахло реальной "разборкой". 13 секунд на старте последнего круга при таких условиях движения - это цена малейшей ошибки траектории, руления, выбора скорости. Это - почти ничего... Чуть было не утонувшее в грязи ралли получило неожиданно по-спортивному "боевую" развязку...
Последнее утро подложило участникам еще одну свинью - на первом из всего трех спецучастков заключительного дня снова завязли "нулевые", и доп отменили. Это никак не вязалось с планами Сайнса, он понимал, что время для атаки уходит.
И это свершилось на предпоследнем допе. В гонке сменился лидер. Протоколы зафиксировали пусть ничтожное - всего лишь в 0.3 секунды - но все-таки преимущество испанца. Сюжет стал и вовсе горячим - Мякинен вновь оказался в положении догоняющего, как недавно в Швеции. Чем это закончилось тогда (а точнее - насколько далеко от дороги) - помнят многие. Томми умеет атаковать, умеет обороняться, умеет сконцентрировать усилия. Но - есть в автоспорте такое выражение: "планка упала". Что будет и на этот раз.
А на этот раз получился прекрасный подарок, который сделал единственный четыре-раза-подряд-чемпион мира Томми Антеро Мякинен в своем сотом старте на этапе WRC! Как он шел по трассе на этом последнем спецучастке, как проходил в глубокой подрезке повороты, где другие просто застряли бы - не поддается описанию. Булыжники, вывороченные колесами мощного Mitsubishi Lancer Evolution, летели в колею, заставляя Сайнса тормозить. Это не делалось специально, и Сайнс понимал это: "Это спорт, и как бы то ни было, но эта гонка, пожалуй, была самой тяжелой в моей карьере", - признался Матадор, финишировавший на восемь секунд позже соперника. "Действующий" чемпион мира Маркус Гронхольм закончил дистанцию на три минуты позднее...
Гневные возгласы о бессилии организаторов, о том, что "Португалию" нужно выбросить из числа этапов Чемпионата Мира, пока не нашли никаких встречных шагов со стороны ФИА. Возможно, спортивная власть понимала, что рокировка с "Сафари", произошедшая именно "с подачи" функционеров, стала для обычно неплохого ралли толчком в спину. В направлении - лицом в грязь...

Текст: Антон Борисенко
Фото: Пресс-службы команд

РЕЗУЛЬТАТЫ TAP RALLYE DE PORTUGAL, 3-ГО ЭТАПА FIA WRC-2001
1. Т. Мякинен/Р. Манисенмяки (FIN) - Mitsubishi Lancer Evo - 3:46:42.1
2. К. Сайнс/Л. Мойя (Е) - Ford Focus RS WRC - 3:46:50.7
3. М. Гронхольм/Т. Раутиайнен (FIN) - Peugeot 206WRC - 3:49:37.7
4. Р. Бернс/Р. Рейд (GB) - Subaru Impreza WRC - 3:50:06.4
5. Ф. Делекур/Д. Граталу (F) - Ford Focus RS WRC - 3:56:48.9
6. А. Мак Рей/Д. Сениор (GB) - Hyundai Accwnt WRC - 3:58:50.5
ПОЛОЖЕНИЕ В ЧЕМПИОНАТЕ ПОСЛЕ 3 ЭТАПОВ, ПИЛОТЫ:
1. Мякинен 20 очков
2. Сайнс 16
3. Рованпера 10
4. Делекур 8
5. Родстрем 6
6. Гардемайстер 5
- всего очки получили 11 пилотов
ПОЛОЖЕНИЕ В ЧЕМПИОНАТЕ ПОСЛЕ 3 ЭТАПОВ, КОМАНДЫ:
1. Mitsubishi 33 очка
2. Ford 20
3. Hyundai 8
4. Subaru 7
5. Skoda 6
6. Peugeot 4



 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker