Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

КАК ВЫЖИТЬ НА ДОРОГЕ?

Андрей Герасенков - мастер спорта международного класса, руководитель кафедры автомобильного спорта Автодорожного колледжа Санкт-Петербурга, а также Центра высшего водительского мастерства.
Он один их тех российских гонщиков, чей опыт и приемы вождения легли в основу уникальной методики, которая сегодня помогает автолюбителям научиться безаварийной езде


"Каждый из нас, находясь за рулем автомобиля, не застрахован от серьезных ошибок в управлении. Некоторые ошибки легко преодолимы даже малоподготовленными водителями. Цена других настолько велика, что не поддается никаким подсчетам. Поэтому основная цель - помочь всем, кто в этом нуждается, преодолеть последствия собственных или чужих ошибок и сохранить жизнь и здоровье тех, кто сидит за рулем, и тех, кто хочет перейти им дорогу…"

Э.С. Цыганков, заслуженный тренер России, академик

"Колёса": Андрей Васильевич, сам вопрос - "Как выжить на дороге?" - не слишком ли жестко сформулирован?

А.Г.: Чтобы оценить всю серьезность положения дел на российских дорогах, достаточно обратиться к так называемой "черной статистике": 15 000 человек Россия потеряла за 10 лет Афганской войны, примерно столько же - за всю Чеченскую кампанию. Теперь сравните: на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в прошлом году в автомобильных катастрофах погибло 6000 человек. Чтобы узнать, каковы эти потери в масштабах страны, нужно умножить вышеназванную цифру на десять. Впечатляет? Здесь мы, как говорится, впереди планеты всей. Следовательно, вопрос вполне правомерен и сверхактуален.
Если вы постоянно за рулем, попробуйте проанализировать, что происходит на отдельном участке дороги, который вы ежедневно проезжаете. Получите микромодель нашего общества, которое в начале XXI века продолжает жить по законам 50-летней давности, многие из которых, увы, уже не работают (кстати, мы пользуемся правилами дорожного движения 1937 г.) А потому основной жизненный принцип, который проецируется и на дорожные взаимоотношения, - что хочу, то и ворочу, сильный всегда прав и т.п. Отсюда весь этот беспредел и "необъявленная война" на автотрассах.
Когда кто-то говорит, что все из рук вон плохо, я всегда задаю встречный вопрос: "Что конкретно делаешь ты для того, чтобы стало лучше?" Изменить законодательную базу в части организации дорожного движения я лично не могу; взять ведро с краской и кисточку, чтобы нанести на дорогу необходимую разметку - тоже; прибить дорожные знаки там, где считаю нужным, - не в моей компетенции. А вот подготовить водителей к тому, что их ждет на проезжей части - по силам. На мой взгляд, наш Центр занялся тем конкретным делом, которое социально полезно и значимо.
Разумеется, полностью обезопасить людей на дороге - невозможно, но вооружить их определенными приемами, навыками хотя бы минимальной защиты - вполне реально. С нашей помощью автолюбители становятся в хорошем смысле слова дилетантами. Потому что многие, даже с приличным стажем, не имеют ни малейшего представления о том, что такое контраварийная подготовка водителей, о чем вообще идет речь.

"Колёса": Понятно, что готовые методики и программы, по которым вы работаете, с неба не падают, у них есть своя история и авторы.

А.Г.: Если обратиться к истории вопроса, то все началось лет 35-40 назад, когда в СССР появились скоростные правительственные машины - "Чайка", ЗиЛ-114, ЗиЛ-117. Увеличились скорости, пошла вверх кривая роста ДТП со смертельным исходом. И надо отдать должное сотрудникам Госбезопасности, которые серьезно задумались над тем, как сохранить жизнь первых лиц государства в случае критических ситуаций на проезжей части, а значит - как по-другому готовить водителей служебных машин? Эти "высоколобые парни в штатском" в первую очередь обратили внимание на тех, кто быстро ездил, и, образно говоря, выходил сухим из воды - спортсменов-автогонщиков. Тогда-то и появились первые наработки в области контраварийной подготовки водителей. Данной проблемой занялся и заслуженный тренер России Эрнест Сергеевич Цыганков, мой учитель и учитель многих известных российских автогонщиков. Он написал серию книг на эту тему. Весь этот систематизированный материал - основа методики и программ Центра высшего водительского мастерства Петербурга. Нами все это настолько отшлифовано, что за пять дней обучения человек на дороге шириной 12 метров может на скорости развернуть машину на 360 градусов и продолжать движение.

"Колёса": Срок для опытных водителей или новичков?

А.Г.: Мы проводили эксперимент, участниками которого были девушки-студентки. Для них, интеллектуально развитых - не проблема, в критический момент, быстро проанализировав ситуацию, принять правильное решение и успешно справиться с поставленной задачей. В принципе, мы не разделяем наших учеников на пионеров и пенсионеров, хотя подход не ко всем одинаковый. Начальные тесты направлены прежде всего на самооценку водителя, когда же люди выезжают на автодром, становится ясно, кто и как управляет автомобилем. У некоторых небольшой стаж, но они справляются с машиной лучше, чем те, которые по 10-15 лет за рулем. Есть и такая категория автолюбителей, которым просто противопоказано в силу личностных особенностей управлять транспортным средством. Но, как известно, пациент приходит к доктору не столько за диагнозом, сколько за сочувствием. Сказать, что ты не жилец, значит человека добить. Для нас нет неспособных, бездарных, безнадежных учеников. Это правило. Если не можешь научить - плохой педагог. Такова позиция.
Наши программы - не военная тайна. Мы ничего ни от кого не скрываем. Наоборот, всей душой за то, чтобы подобных структур появлялось больше. Чем больше профессионалов будут нести в массы эти знания, тем скорее будет покончено с хаосом, который сегодня царит на дорогах, тем меньше будет смертей в ДТП.

"Колёса": Обозначьте, пожалуйста, те основные моменты, на которые Вы делаете упор, обучая ваших слушателей безаварийной езде.

А.Г.: Человеку за рулем прежде всего во время движения нужно научиться правильно смотреть по сторонам, видеть, что у него происходит слева и справа, впереди и сзади, больше внимания уделять знакам. Для этого нужно до автоматизма довести приемы управления автомобилем. Например, набирать скорость и при необходимости ее сбрасывать, практически не обращая на это внимание. У нас многие считают, что умеют это делать. Обычно после тренажерной подготовки, на третий, четвертый день занятий, люди говорят: "Боже, как же мы раньше ездили, как можно было так двигаться?"
Очень важный момент - особенности вашего автомобиля. Нужно ясно и четко знать, как машина себя ведет на дороге, на что она способна. К сожалению, в нашей стране эту важную информацию автолюбители получают не от профессионалов, а из уст какого-нибудь соседа по гаражу дяди Васи. Этому категорически не учат ни в одной автошколе. Обучение в целом ведется по Жванецкому - "Здесь как-нибудь, и тут - как хочешь…"
Еще серьезный момент, который хотелось бы выделить, - не нажимай на педаль тормоза. Как-то в советские времена в самом авторитетном автомобильном издании страны "За рулем" я прочитал интервью с великим советским гонщиком Николаем Больших. На вопрос корреспондента, что нужно сделать в первую очередь в экстремальной ситуации, чтобы выжить, он ответил: "Главное, не нажать на педаль тормоза, и выход всегда найдется". Я, 20-летний парень, этими словами был сражен наповал. Как такой человек, с такой высокой трибуны мог сказать такую глупость? Прошло время, прежде чем убедился - главное в критической ситуации не нажать на педаль тормоза. Самое страшное - блокировать колеса автомобиля, после чего он становится неуправляемым. С одной стороны, тормоз - спасение, с другой - ловушка, в которую очень легко попасть. И водители, казалось бы, очень опытные, чаще всего в нее и попадают. Мы учим людей с этой и другими проблемами справляться, подсказываем, что нужно делать, чтобы езда на автомобиле была безопасным удовольствием.
Сама же скорость - это прекрасно, это полет. Просто нужно уметь во время этого полета владеть собой и правильно управлять автомобилем. А это уже искусство, которому нужно учиться.

"Колёса": А как случилось, что гонщик Герасенков вдруг занялся именно этим делом?

А.Г.: В этом есть своя логика, хотя, в принципе, дело случая. Вся моя жизнь, если разбить ее на ключевые этапы, связана с автомобилями. В детстве помирал от того, что хотел ездить. В 10 лет начал водить папину машину. После армии мечта - ралли. Серьезно увлекся автомобильным спортом и за год вошел в состав сборной Ленинграда. В то время это была непростая задача - в Питере насчитывалось порядка 160 экипажей. Сейчас всего 40. Сборная же состояла из трех экипажей. Обо мне тогда говорили: "Быстро едет, но неправильно". Почему неправильно, никто объяснить не мог. Ходил, спрашивал, пока меня, интеллигентного вида парня в очках, не привели буквально за руку к Цыганкову - тренеру сборной Советского Союза, тогда уже автору книг по управлению автомобилем в критической ситуации. А дальше - пять лет еженедельной езды в Москву в Центральный институт физической культуры и спорта им. Ленина, на кафедру автомобильного спорта. Период был сложный, потому что учеба совпала с подъемом в спортивной карьере - вошел в сборную страны, ездил за границу. Жесткая конкуренция, жесткие правила игры. Закончил институт, тренером не стал - был слишком молод. Потом развалился Союз, и "супергонщик" Герасенков стал никому не нужен. Начались мои мытарства по жизни. И вот, волею случая, я занялся этим делом, которое сегодня - жизнь. Именно здесь могу реализоваться, поделиться своим опытом и знаниями. Ведь это так важно, научившись правильно поворачивать руль, научить этому других.

"Колёса": А кто, на ваш взгляд, быстрее постигает науку - мужчины или женщины?

А.Г.: Вождение - не просто навыки и приемы управления техническим средством, но часто психологическое состояние того, кто садится за руль. В силу своего мужского начала, сильная половина - народ с норовом, адреналин, как правило, брызжет во все стороны, и заставить человека сбросить газ, развернуть рулевое колесо, добавить газ и вернуть руль обратно, бывает очень трудно. Женщины же терпеливы, усидчивы, конкретны и по работоспособности, честно скажу, намного опережают мужчин. Им разложил все по полочкам - и они выполняют задание четко и классно.

"Колёса": Увеличивается ли число желающих пройти подготовку контраварийной езды?

А.Г.: За последние два года через наш Центр прошло столько же автолюбителей, сколько за предыдущие восемь лет. Люди стали осознавать реальную опасность на дорогах и то, что и сама жизнь - очень сложная штука, в которой в критические ситуации можно положиться лишь на себя самого, не рассчитывая на помощь государства. Основной процент обучающихся, как правило, средний класс. Владельцы "крутых иномарок" приходят к нам реже, за исключением тех, кому это нужно, и кто побывал в авариях. Это самоуверенная категория автолюбителей, убежденных в том, что их супериномарка может творить чудеса, хотя жизнь часто доказывает обратное…

"Колёса": Существует ли обратная связь с теми, кто у вас прошел курс обучения?

А.Г.: Это важный момент нашей работы. Мы разработали внутри Центра клубную систему и стараемся проводить небольшие сезонные сборы, чтобы наши ученики могли приезжать на один день посовершенствоваться, посоветоваться. Многие просто звонят, рассказывают, как благодаря нам успешно справились с той или иной критической ситуацией. "Сэкономил 2000 долларов и спас жизнь себе и своим родным", - как выразился один автолюбитель.
Часто, когда занимаемся на автодроме, за нами наблюдает разный народ. Как-то подошел один товарищ и обвинил в том, что мы готовим "дорожных хулиганов, людей опасных", которые садятся за руль, дают полный газ и, закрыв глаза, лихо мчатся. Знаете, по аналогии, профессиональный стрелок - убийца, боксер - тем более и т.д. По правде говоря, какое-то время меня это мучило. Неожиданно сама жизнь все расставила по своим местам. Подобралась группа водителей, "чисто" ребят с "мерседесами", с которыми многие автолюбители стараются на дороге не встречаться. И вот на третий день занятий один из парней, который все больше молчал, ни по какому вопросу ко мне не обращался, подошел и говорит: "Андрей Васильевич, только сейчас понял, как я опасно ездил". Человек наконец-то увидел, что он творил на дороге, как рисковал своей и чужой жизнью. И для меня это высшая оценка деятельности Центра высшего водительского мастерства и высшая похвала.

Интервью: Людмила Авраменко
Фото: Роман Останин




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker