Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

В РИТМЕ ФЛАМЕНКО

Илона Накутис

кандидат в мастера спорта, зам. зав. кафедры автомобильного спорта Автодорожного колледжа Санкт-Петербурга

Родилась 23 февраля. Накануне доктор заметил: "В такой день непременно родится парень". На свет появилась прехорошенькая девочка с сильным характером. В детстве мечтала быть клоуном, хотелось смешить людей, нравилось, когда все вокруг смеются.
Цирковая студия, 12 лет хореографии (в семье танцем занимались профессионально: мама училась в Вагановском училище), фигурное катание, школа "Фламенко" и...
автомобильный спорт - хобби, которое стало смыслом жизни. Самая памятная награда за годы автомобильной карьеры - приз зрительских симпатий в ралли "Белые ночи" 1995г. Самая большая похвала со стороны коллег-мужчин - общение на равных. К "черной кошке" гонщиков - цифре 13 - относится спокойно и читает ее по-своему - 1+3. В 1995г. организовала частную школу "Экспансия" (в трактовке Илоны - "силовое внедрение в автомобильный спорт"), где детей учили побеждать. Школа существует и по сей день. В настоящее время занимается контраварийной подготовкой водителей.
Терпеть не может "жлобов, хамов и жадин". Любимое блюдо - судак "Орли", фруктовые салаты. По гороскопу - Рыба, родившаяся в год Огненной Лошади, этакий, по собственному определению, "необузданный морской конек, который все время взбрыкивает".
Воспитывает двоих детей: дочери Лизе - 8, сыну Саше - 10 лет.

Если вам когда-нибудь приходилось видеть, как танцуют фламенко, как красивые женщины, сильные и гордые мужчины при внешней сдержанности страстно выстукивают неповторимый ритм - истории человеческих взаимоотношений и судеб, - станет понятно, почему Илона Накутис проводит параллель между испанским народным танцем и автомобильным спортом. И в том и в другом - внутренняя концентрация, внутренняя экспрессия, внутренний огонь способствуют рождению того, что является основой жизни - движения, а значит - и познания себя, самосовершенствования, чему, в сущности, нет предела.
Если гонщик расплескивает эмоции, - говорит она, - он многое теряет. У лучших - все в середине. Именно это позволяет творить чудеса. У каждого - свой характер, свой почерк, как в танце: у женщин - божественно, у мужчин - потрясающе.
"Колёса": Илона, а женское ли это занятие - автомобильный спорт? Он не безобразит прекрасную половину. Но, знаете, те, кто видел, как я еду, говорили, что у меня все же мужской стиль. Бывает - женщина идет уверенно, расчетливо, плавно, логично - одно вытекает из другого, но чего-то не хватает, нет куража! За рулем - я в другой стихии. Мне твердят - нельзя быть такой. Но я не могу потерять тот эмоциональный уровень, на котором нужно работать. Сколько я видела завистливых глаз, сколько раз подвергалась целенаправленной психологической атаке и со стороны мужчин, и со стороны женщин, но меня было не сбить с толку.
Нас мало в этом, в общем-то, мужском деле, и как бывает очень сильна женская дружба, так и ревность, когда на смену фавориткам приходит амбициозное, молодое, физически более совершенное поколение. Я это сейчас знаю и понимаю. Борьба - это нормально. Это жизнь.

"Колёса": А как Вы пришли в автоспорт?

Я пришла в автоспорт в 1984 г. - в самый пик развития отечественного автомобилестроения. В стране была очень сильная сборная команда, много классных гонщиков.
Я еще танцевала и не представляла себе, что такое автоспорт, хотя водительские права уже были в кармане. Дед был "шофер", один из первых в Петербурге. В кожанке, в кожаных штанах и кожаной кепке... Он приезжал на Сенную площадь, к нему подходил постовой и брал под козырек - такое уважение! - а потом охранял дедовскую машину, пока тот обедал в трактире. Я выросла рядом с дедом, и он, конечно же, разрешал мне "покрутить баранку". Потом выяснилось, что и папа классно водил машину в горах - горячая армянская кровь.
Кому-то может показаться неправдоподобным, но начало моей автомобильной истории положил, что называется, сон "в руку".
Однажды снится: посадили меня в автомобиль и рядом женщину, лица не помню, и говорят, что за определенное время должна доехать до определенного места. Позже поняла, что это было ралли. Мчусь на какой-то разбитой "колымаге", кажется, "форде", помню, как тяжело было двигаться - не справляюсь, не успеваю по времени, хочу быстрее, не выходит... Взлет на трамплин - машина летит... летит... приземляется, колеса касаются дороги - пуф-ф... и такое чувство, что тебя нет, ты и автомобиль - один энергетический комок, ни звука, и с удовольствием "пишешь" эту дорогу. Гонщиков часто спрашивают: "Что такое - слиться с автомобилем?" Казалось бы, избитая фраза, но на самом деле это есть. Когда ты едешь с огромной скоростью, все, что тебя окружает, видишь в другом формате, воспринимаешь на другом уровне, в другом временном измерении, где секунда может показаться вечностью, а век можно прожить за секунду. Это состояние я уловила в гонках пару-тройку раз: ты и автомобиль - одно целое, и только голос штурмана где-то в подсознании - щелк, щелк...

"Колёса": Ваша вторая спортивная профессия - штурман. Какая роль в экипаже отводится ему?

Олег Богданов, журналист, в прошлом водитель-испытатель, профессиональный гонщик, написал книгу "Трамплин - полет", там есть такая фраза: "Штурман - мозговой придаток пилота". Точно обозначено. Пилот во время гонки работает на рефлексах, он "сочиняет свою песню", и, чтобы ее спеть, вовремя должна поступать необходимая информация. Штурманская стенограмма ралли - это очень интересно.

"Колёса": Гонщик, штурман - это лишь видимая части айсберга...

Я счастлива, что в начале карьеры, когда 17-летней девчонкой пришла в бокс, испытала все, как говорится, по полной программе: драила стены ремонтных ям, потом мне доверили мыть автомобили после гонок, потом коробки передач, двигатели, и сердобольная баба Дуся, жалевшая "дитятко", давала мне стиральный порошок, чтобы я свою работу сделала качественно. И с моим первым пилотом Лешей Никитиным мне повезло. Он относился ко мне по-доброму. Ставил задачу, объяснял, как это нужно сделать, и уходил. В конце концов, добился того, что я сама могла перебрать всю подвеску "в одни руки". Поэтому в полной мере могу оценить труд механиков. Это как в фильме, который я обожаю, - "В бой идут одни старики": "Знаешь, что самое тяжелое в нашей профессии? Ждать!" И когда на финише скоростного участка видишь глаза механика - дороже этого ничего нет. Он тебя как родного встретит, стекла автомобиля протрет, запыленные твои очки, вытрет пот со лба... А ведь все они профессионалы, асы, каждый занят своим делом. Но команда, в высшем смысле этого слова, складывается лишь тогда, когда есть командный дух, уважение человека за рулем, фанатичная преданность делу, вера и верность - все то, как иногда выражаются, что из области чувств. Без этого невозможно работать слаженно, результативно.


"Колёса": Кроме команд, судей, организаторов в гонках немалую роль играют зрители. Наверное, у каждого вида соревнований, кольца, ралли - свой зритель?

Кольцо - зрелищно, удобно и для спонсоров и для зрителей: вся картина перед глазами. Сходил пивка попил, покурил, а они все едут... Ралли - другая стихия. Другой ритм, другие эмоции, другие возможности. Конечно, туда и зритель приезжает другой. К сожалению, часто для того, чтобы посмотреть, как кто "уберется", как машина сойдет с этапа, как будет лететь и кувыркаться, т. е., грубо говоря, люди едут "за кровью". И это, опять-таки, какое-то "тореро", просто автокоррида получается. Безусловно, хотелось бы, чтобы на соревнования приезжал подготовленный зритель, который бы понимал, что происходит на трассе, как пилот проходит тот или иной участок, чтобы мог оценить красоту движения, стиль и чувствовал особый смак во всем этом. Такого зрителя тоже надо выращивать. И отлично, что маленькие группки знатоков появляются. Это объяснимо: в мире прогрессирует автомобилестроение, люди ездят на других машинах, на других скоростях. Многим стало ясно, что это такое и как опасно. Иногда стоишь в толпе на гонках и слышишь: "Ой, да я так тоже могу!". После соревнований едешь и видишь, как народ лежит в кюветах - они решили, что так могут... Но, оказывается, через ступеньки перепрыгнуть нельзя - сразу полетишь вниз со скоростью звука. Я сторонник поступательного движения. Нужно реально оценивать свои возможности и создавать платформу, от которой можно потом оттолкнуться...

"Колёса": Что для Вас "самая-самая" машина?

В моей жизни, думаю, "самой-самой" машины еще не было. Для меня все, что возит, - живое. Все мои автомобили - а каких только не было! - любимые. Со всеми я разговаривала. Мне все равно - самокат ли, "запорожец" или что-то "супер".
Моя первая трековая гонка была на "москвиче". Помню, ужасно стеснялась, там такие "примы-балерины"! Потом посмотрела, как парень шел на такой же машине, и просто стерла все дурацкие мысли и комплексы и сказала себе: ты можешь, нет проблем, нет преград. Многое зависит от характера. К примеру, я достаточно легко могу впасть в депрессию, но на полчаса, до отупения, затем быстро выбираюсь. Для меня безвыходных ситуаций нет. В последнее время передвигаюсь по городу не на своих колесах. Нахожусь в процессе решения этой проблемы. Недавно "Автопитер" привозил нафаршированный разными системами "мерс". Проехалась, подумала: "Господи, как на нем можно передвигаться?" Нажми кнопку и пей кофе, джин-тоник... А переключила на спортивный режим - вот это мое. Автомобиль отозвался, мы друг друга поняли.

"Колёса": И, напоследок, о личном...

Женщина всегда в поиске своего мужчины, которого бы полюбила. Хорошо, когда люди совпадают, и чувства взаимны. На мой взгляд, в семье все должно строиться на любви. Просто на уважении - невозможно. Чувства должны быть. И дети себя в такой семье комфортно чувствуют, их поддерживает внутренняя энергетика родителей. Дети - лакмусовая бумажка семьи, их не обмануть.
В худшие времена автомобильного спорта я зря время не теряла, вышла замуж и родила двоих детей, закончила автомобильный техникум, где сейчас работаю, - тогда это для меня было очень важно, поскольку с моим характером у плиты особо не постоишь. Был период, когда все близкие говорили: "Все, с автоспортом надо заканчивать, у тебя семья, дети". Они не понимали, что со мной происходит. Один гонщик очень точно выразился: "Если ты когда-нибудь соприкоснулся с чем-либо похожим на автомобильный спорт, то ты уже никогда из этого не выйдешь - он становится частью тебя". Автоспорт - один из немногих видов спорта, где можно долго жить. Пока способен передвигаться, зрительно воспринимать, нажимать педали, можешь гонять...
В нашей семье важно, по определению англичан, "family tree", родовое дерево, важно знать свои корни, откуда и кто ты. Мои дети понимают это. Они в курсе всех семейных событий, гордятся, что мама - гонщица, всегда болеют за меня, переживают, безумно рады, когда я привожу награды, кубки и медали. В Саше, безусловно, есть водительская жилка. Своим ребятам я, как говорится, и мама, и папа. Стараюсь им как можно больше дать: теннис, музыка, английский. Считаю, чем шире у ребенка кругозор, тем больше возможности, тем крепче платформа, с которой они в свое время смогут взлететь, будут развиваться, совершенствоваться как личности. А то, что у меня не удался брак, не значит, что сегодня я не влюблена. И это замечательно!
Поэтому всем женщинам, читательницам журнала, хотела бы пожелать главного - любви, а она, как известно, понятие широкое, потому что только это чувство дает жизни импульс, благодаря которому можно совершать невозможное и быть счастливым.
На вопрос, где Илона Накутис хотела бы провести 8 марта, она, не задумываясь, ответила - "На гонках!", а может быть, с любимым человеком на краю света...

Интервью: Людмила Авраменко
Фото: Роман Останин




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker