Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Бес аварий

Кажется, самое время поговорить о безопасности в "Формуле-1". Те, кто смотрели все этапы за последние два месяца, не будут удивлены выбором такой темы. К этому просто вынуждают две последние аварии, происшедшие в Хоккенхайме и в Спа. В обеих авариях ключевую роль сыграл молодой бразилец Лючано Бурти. Причем выступить ему пришлось в малоприятной и крайне опасной должности испытателя (в Германии к тому же он проявил себя буквально как "летчик-испытатель": наверно, и Шумахер-старший, и Бернольди долго будут видеть в кошмарах взмывающую в небо и пролетающую над ними синюю ракету). И если в Хоккенхайме красочный ужасающий полет закончился для пилота достаточно безобидно, то незрелищное столкновение в Бельгии с Эдди Ирвайном имело для Бурти весьма печальные последствия: на старт в этом сезоне он уже не выйдет, а будет восстанавливать здоровье неопределенное количество времени. Хорошо еще, есть что восстанавливать. Многие коллеги бразильца заплатили жизнью за свою любовь к скорости и быстрым, красивым, но таким хрупким машинам…
Сколько существуют автогонки, столько происходят аварии и столько их устроители пытаются обезопасить гонщиков, зрителей и обслуживающий персонал. Ибо история автогонок и список их жертв начали свое существование практически одновременно. Редкий сезон проходил без драм и трагедий. Бывали леденящие душу аварии, так, например, в 1955-м во время 24-часовой гонки в Ле-Мане вылетевший с трассы Mercedes Пьера Левега задавил более восьмидесяти зрителей. В некоторые счастливые годы обходилось только вылетами и небольшими травмами. Но никогда пилоты, выходя на старт, не могли быть уверенными в том, что будут живы (и тем более здоровы) через два часа. Посмотрим статистику одной только "Формулы-1" за 30 лет, с 1968 по 1998 гг.: 1526 аварий, погибло 14 гонщиков, 6 зрителей, 4 официальных лица, 26 пилотов получили серьезные травмы. Нынешний сезон начался с гибели маршала на трассе в Австралии. В конце лета Бурти продемонстрировал некоторые фигуры высшего пилотажа, чудом оставшись живым.
Разумеется, год от года FIA прилагает все усилия, чтобы хоть как-то повысить безопасность гонок. Появляются все новые пункты в техническом регламенте, не в последнюю очередь - с целью снизить сумасшедшие формульные скорости. И год от года эти самые скорости все растут. Почти на каждом этапе мы становимся свидетелями свержения старых рекордов, причем на некоторых трассах отрыв от прежнего рекордного времени просто фантастический. Также постоянно растут требования к трассам, в первую очередь с точки зрения безопасности. Для некоторых трасс реальна угроза - потерять право принимать у себя "Королеву автоспорта", если в ближайшее время они не будут реконструированы с учетом последних требований FIA.
Ну и, конечно, постоянно появляются различные технические новинки, призванные обезопасить самих пилотов. Всегда одной из главных проблем являлась защита головы и шеи гонщика, так как при перегрузках, которые приходится переносить гонщику, эта часть тела наиболее уязвима, такие травмы представляют непосредственную угрозу жизни. Шлем этой проблемы не решает. А что решает? В начале 90-х в Америке появилась очень полезная и многообещающая вещь: HANS. То есть "Безопасность шеи и головы" (Head and Neck Support). "Главная функция HANS'а - постоянно удерживать вашу голову в непосредственной близости от тела", - объясняет автогонщик Джим Даунинг, первый испытатель этого устройства и по совместительству брат изобретателя HANS Роберта Хаббарда. Действующие пилоты оценили новинку по достоинству. А в FIA восхитились настолько, что настоятельно порекомендовали всем пилотам пользоваться ею в 2001 году, а начиная с 2002-го постановили считать просто обязательной. Между прочим, по мнению специалистов, в последнем столкновении в Бельгии Лючано Бурти остался жив большей частью благодаря HANS. И еще многим гонщикам эта штука могла бы спасти жизнь, если бы… если бы существовала раньше.
Странные ребята эти гонщики. Постоянно рисковать жизнью, здоровьем - ради призрачного удовольствия постоять на подиуме? Или настолько опьяняюще действует скорость, настолько прочная, почти наркотическая, зависимость возникает от чувства власти над безумно быстрой изящной игрушкой с мотором? Наверное, у каждого из них своя версия на этот счет. Но, похоже, никакие аварии не отвратят их от этого занятия, никакие опасности не заставят сменить профессию. Переживая смерть коллег и друзей, неоднократно разбивая болид и калечась, эти одержимые снова и снова выходят на старт. Ах, как хочется пожелать нам никогда не увидеть в этом шоу участия Ангела смерти.
В мае 1982 года на квалификации в Бельгии погиб любимец публики, "Маленький принц", солнечный канадец Жиль Вильнев. Через четыре года после той черной весны в гоночную школу записался его сын Жак…

Текст: Елена Светлова
Фото: Информационные агентства




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker