Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Монреальские будни
От автосалона до гонок "Формула-1"


Крупнейшим событием в жизни монреаль-цев являются автомобильные гонки Гран-при "Формулы-1". И хотя эти гонки длятся немногим более полутора часов, ажиотаж вокруг них начинается задолго до их проведения. И это несмотря на то, что организаторы прочих зрелищных мероприятий, следующих друг за другом непрерывной чередой, не оставляют монреальцам никаких шансов расслабиться на досуге. В начале года - автосалон. Весной - затяжные и изнуряющие игры серии "Play-off" среди североамериканских лиг: хоккейной NHL ("Кубок Стенли") и баскетбольной NBA. Регулярно транслируются по ТВ игры в бейсбол и гольф.
В мае общественное спокойствие жителей Монреаля взбудоражил приезд эксцентричного фотографа из Нью-Йорка Спенсера Туника, специализирующегося на съемках массы обнаженных тел на фоне городского пейзажа. Подобные съемки уже проведены во многих странах мира, включая, как здесь говорят, и Россию. Местные власти, как правило, идут навстречу фотографу, разрешая съемки. Только в родном Нью-Йорке ему категорически запретили акцию, но и там после неоднократных стычек с полицией и разборок в судах одиозный фотограф выиграл дело, а мэрия уплатила 33 тысячи долларов в качестве компенсации издержек судебного делопроизводства. Монреальские власти не чинили препятствий, разумно полагая, что лишняя реклама городу не повредит. Сбор натурщиков был назначен на 4 часа 45 минут утра в центре города, куда и явилось, несмотря на промозглую погоду и прошедший ночью дождь, вместо ожидаемых трехсот человек - две с половиной тысячи, не считая толпы любопытных, корреспондентов и фотографов-любителей, пожелавших воспользоваться ситуацией. Что заставляет массу людей, пожертвовав сном, добираться "своим ходом" (общественный транспорт пока еще не работает) до места съемок, сбрасывать с себя одежды и, замерзая, ложиться на мокрый и холодный асфальт? Искусство требует жертв? Искусствоведы молчат, психоаналитики тоже.
Не меньший фурор вызвала экспозиция в Музее современного искусства под названием "Эротика Пикассо". Обычно полупустые залы музея стали тесными от обилия публики.
Но оставим искусство другим изданиям и вернемся на улицы Монреаля.
Местные власти в канун лета решили провести в городе несколько праздничных мероприятий под названием "Велосипедная феерия", популяризируя здоровый образ жизни, велосипед и защитные каски для велосипедистов. Действительно, в назначенный день многие тысячи горожан, откликнувшихся на призыв властей, отправились на работу на двухколесном транспорте, оставив четырехколесный в покое. На следующий день более 5 тысяч горожан приняли участие в велосипедном параде, разукрасив себя и свои велосипеды всевозможной иллюминацией. Поскольку парад проходил поздним вечером, иллюминированные велосипедисты выглядели довольно эффектно. И наконец, на третий день праздник завершился массовой гонкой, в которой участвовало более 30 тысяч горожан.
Очень популярен у монреальцев "Фестиваль фейерверков", который проводится здесь ежегодно, длится более месяца, и на который съезжаются команды из многих стран мира, демонстрируя свое пиротехническое искусство. Зрелище в ночном небе поистине феерическое. Хотя в этом году оно могло и не состояться вследствие последовательной борьбы правительства за здоровье нации. Имеется в виду борьба с курением. Здоровье нации - убедительный повод для повышения налогов на табачную продукцию: и здоровье укрепляется, и казна пополняется. После последнего увеличения налогов в апреле стоимость самых дешевых сигарет подкатилась к пяти долларам (здесь и далее - доллары канадские, которые примерно в 1.5 раза "легче" американских). Но это еще не все. Очередной закон нокаутировал табачные компании, запретив им финансирование любых культурных мероприятий. В результате "Фестиваль фейерверков" потерял своего основного спонсора. Благо, нашлись другие.
А как же Гран-при F-1? Здесь после длительных дебатов сделано исключение. Единственное. Не решились. Хотя непонятно, как можно делать исключения, если закон действует. Тем не менее. Раз уж затронута табачная проблема, то следует заметить, что во всех городах Канады запрещено курение в общественных местах, включая кафе и рестораны. Пожалуй, единственное место, где еще курят в ресторанах и, похоже, будут продолжать это делать и дальше, это Монреаль.
За неделю до начала Гран-при в Монреале произошло еще одно событие, всколыхнувшее общественное мнение города. В центре внимания - всеобщий канадский любимец, чуть ли не национальная гордость, единственный канадский пилот "Ф-1" - Жак Вильнев. И привлек он к себе внимание успехами не в спорте, а в бизнесе. В центре города пилот-бизнесмен открыл развлекательное заведение, включающее бар, ресторан и дискотеку, под названием Newtown. Если бы владельцем был кто-то другой, скорее всего, событие осталось бы незамеченным. И дело даже не в том, что владелец - Ж. Вильнев. Многих монреальцев вывело из равновесия название заведения. Вильнев (Villeneuve) и Newtown с французского и английского, соответственно, переводятся как "Новый город". И возмутило горожан то, что француз Вильнев, уроженец франкоязычной провинции Квебек, осмелился переиначить свою фамилию на английский лад. Таким неожиданным образом проявляются националистические устремления к самоопределению провинции Квебек.
Однако приближались большие гонки, и страсти постепенно улеглись.
Монреальское кольцо для гонок расположено на искусственно намытом острове Нотр-Дам. На автомобиле или метро сюда можно добраться из центра за пять минут. Достопримечательности две: собственно трасса и здания казино (государственная монополия). Трасса используется по назначению один раз в год в течение трех дней. В остальное время остров с прекрасным парком и внутренним озером является местом отдыха горожан, а трасса оккупирована велосипедистами и любителями катания на роликах.
Трасса носит имя пилота "Ф-1" Жиля Вильнева (отца Жака), трагически погибшего в 1982 году в Бельгии во время тренировочных заездов. Здесь же увековечено имя другого выдающегося гонщика - Айртона Сенны. Его именем назван вираж трассы недалеко от старта.
За неделю до гонок доступ на остров перекрывается полицией, что сделать несложно, так как к острову подходят всего два моста. А до этого момента можно свободно пройти по всей трассе (4.421 км), посмотреть виражи (всего их 13), трибуны, "конюшни".
Подготовительные работы поражают своим размахом и объемом: собираются из готовых элементов трибуны, устанавливаются с каждой стороны трассы по два ряда заграждений, переходы через трассу, рекламные щиты. После соревнований все это демонтируется. И так каждый год.
Пока на острове кипит подготовительная работа, город живет ожиданием предстоящих гонок.
Складывается впечатление, что кроме гонок ничего не существует, а все товары - от пива до футболок - только для того и созданы. В небе непрерывно барражируют самолетики, буксирующие за собой огромные рекламные "простыни". А по улицам города в сопровождении мотоциклетного эскорта полиции не спеша проплывает длиннющая колонна Ferrari. Сколько их? 50? 100? Трудно сказать. Преимущественно красного цвета, некоторые - желтого и черного. В "голове" и "хвосте" колонны - клетчатые флаги с соответствующей символикой. За рулем - самая разнообразная публика: от девушки до старца с пассажиром-внуком.
На соседней улице, расположенной в самом фешенебельном квартале развлечений Монреа-ля, устроила грандиозное шоу фирма Honda. Вся улица заполнена палатками и стендами с автомобилями и прочей хондовской продукцией. На одном из подиумов можно попробовать свои силы в замене колеса на настоящем гоночном болиде. Охотнее всего этим занимаются почему-то девушки.
Надо отдать должное менеджерам этой фирмы, многолетняя и целенаправленная политика которых привела к тому, что ее легковые автомобили стали самыми популярными среди канадцев. Не будет преувеличением сказать, что каждый второй автомобиль на улицах Монреаля - Honda или Acura.
Ежедневно по ТВ крутят ролик, где Ж. Вильнев рекламирует продукцию фирмы. Да и мотор его болида - от Хонды.
Наконец, наступает время гонок. Первые два дня - квалификационные соревнования, третий - Гран-при. Это - главное событие. Однако одной F-1 было бы мало. Слишком скоротечны гонки. Чтобы программа каждого дня была более насыщенной, в нее включены также соревнования "Формулы-1600", "Тойот" и Ferrari. Программа каждого дня четко расписана. Можно проверять часы. В назначенное время, даже не видя старта, по реву моторов легко определить, что гонка началась. А программа каждого дня действительно насыщена. Начиная с 7.00 утра, когда открывается остров, на соревнования устремляются массы зрителей. Естественно - тех, кто заблаговременно позаботился о билетах. Надо учесть, что ориентировочно половина зрителей - приезжие, а билеты распространяются и за пределами Канады. Так что попасть на гонки не так уж и просто. Самый дешевый, "стоячий", входной билет на день стоит CAD35. Сидячие места на трибунах стоят дороже. Наиболее дорогие места - на элитных трибунах в районе старта (индивидуальные кресла, а не скамейки, навес).
Когда впервые в толпе зрителей оказываешься на острове, невольно возникает ощущение, что попал не на соревнование, а на ярмарку. Музыка, палатки, прилавки, лотки, магазинчики. Что только не предлагается! Мишленовские рекламные фургоны с непременным человеком в надутом "водолазном" костюме. Непонятно, как он в нем выживает в 30-градусную жару. Вездесущая Honda развернула под огромными шатрами павильоны настоящей выставки своей продукции: автомобили, мотоциклы, двигатели. В одном из них на больших экранах демонстрируются фильмы о полностью роботизированном кузовном производстве, а рядом представлен участок этого производства с натурными панелями кузовов.
Перемещаясь по острову, замечаешь, насколько хорошо все организовано. Не надо забывать, что соревнования посещает несколько сотен тысяч зрителей. У каждой трибуны - контролеры и сотрудники службы безопасности. Лишний не пройдет. Бедные "входные" зрители переходят от трибуны к трибуне в поисках удобного места, откуда хоть что-то видно. Такие места есть, но во избежание скопления народа именно в этих местах находятся все те же сотрудники в темной форме и с надписью на спине Security, которые вежливо, но настойчиво просят не задерживаться. Размещаются "входные", в основном, на лужайках вдоль сетчатых заграждений трассы. Многие приходят со складными стульями, подстилками, переносными холодильниками.
Фотографировать сложно. С трибуны удобно, но одной точки съемки мало. Мостики через трассу из соображений безопасности так задраены, что ни о каких съемках и речи быть не может.
Фотографы-любители невольно завидуют своим братьям-профессионалам, разместившимся на специальных подмостках или высоко в небе в люльках автокранов.
Зрителям, привязанным к своим трибунам, очень помогают ориентироваться огромные экраны, показывающие наиболее интересные эпизоды со всей трассы. Хотя гонки надо не только видеть, но и слышать. На прямых участках, где скорость болидов может превышать 300 км/ч, мощный гул появляется и нарастает задолго до появления самого автомобиля. Причем звук не монотонный, а переливающийся, отраженный от заграждений, деревьев, мостиков. На крутых поворотах, особенно на так называемой "шпильке", где трасса поворачивает на 180 градусов с радиусом на глаз метров в пятнадцать, звуковая гамма носит совершенно другой характер. Перед поворотом и после него - прямые скоростные участки. В самом повороте скорость, очевидно, не более 40-50 км/ч. Приближаясь на большой скорости к повороту, пилоты, естественно, стремятся как можно позднее начать торможение. Автомобиль издает охающие, ухающие, квакающие, не знаю, какие еще звуки, а из выхлопной системы вылетают снопы искр.
Что касается крутых поворотов, то как-то на вопрос: как ему здесь нравится, М. Шумахер ответил в том духе, что Монреаль - чудесный город и он бы с удовольствием здесь жил, если бы не отдаленность от Старого Света. А вот трасса - не самая любимая. Он предпочитает трассы со скоростными поворотами.
Вообще, многие пилоты F-1 согласны с тем, что эта трасса - тяжелое испытание для тормозов и моторов. В этом году не добрались до финиша 13 машин, из них 8 - по техническим причинам. Из восьми: в трех случаях - выход из строя двигателя, в трех - тормозов. Интересно, что сошедшие в связи с аварией покинули трассу в пределах первой трети гонки (всего - 69 кругов), когда шла ожесточенная борьба за лидерство во вторых эшелонах. Технические же неполадки преимущественно случались во второй половине гонки. Машины "уставали". Особенно эффектно сошел с дистанции на 55 круге McLaren Д. Култхарда, двигатель которого испустил клубы дыма на выходе из той самой "шпильки".
Результаты гонки известны. Победил 25-летний Ральф Шумахер (2-й раз за свою карьеру). Его старший брат - второй. Конечно, Ральф молодец! Прежде всего потому, что в квалификационных заездах отвоевал первую линейку на старте Гран-при рядом с братом. Естественно, оба они ушли первыми со старта: впереди Михаэль, а сзади - Ральф. Так они и лидировали большую часть гонки. Тактику гонки определял Михаэль, а Ральф, как говорят, сидел у него на "хвосте". Этот тандем продолжался так долго и стал настолько привычным, что когда Михаэль ушел на скорости в боковой проезд на пит-стоп, можно было ожидать, что Ральф по инерции последует за ним. Однако этого не случилось, и Ральф благополучно выиграл гонку. Михаэль стал вторым, а М. Хаккинен - третьим. Ну, а как же наш "национальный герой" Вильнев? Ему фатально не везло и в предварительных, и в финальном заездах. Преследовали технические неполадки: то подвеска, то сцепление… Одним словом, ни финиша, ни очков.
Итак, праздник под названием 2001 Air Canada Grand Prix закончился, зрители разошлись, унося с собой массу впечатлений и оставив горы пустых банок под трибунами. "Формула" уехала дальше. На остров пришли работники и техника, чтобы демонтировать то, что раньше строили.
А по улицам Монреаля прокатываются - как волны реки Святого Лаврентия - фестивали, парады и прочие развлечения.

Текст и фото: Лев Надирьянц




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker