Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

WRC'2001: на пороге сезона
КОМАНДЫ ТЕХНИКА ЛЮДИ


Короткий отдых - и вновь в путь по странам и континентам отправилась главная раллийная серия планеты - FIA World Rally Championship, WRC

Пусть "Формула-1" по-прежнему считается самым "элитным" видом автоспорта, но именно WRC позволяет выявить самого универсального пилота. "Бой за корону" приходится вести на асфальте и грунте, снегу и горных серпантинах и даже в африканской пустыне. Пусть автомобили "заводских" команд (World Rally Cars, или аналогичная названию серии аббревиатура - WRC) похожи на своих серийных собратьев только внешне, но эта "похожесть" греет души миллионов автомобилистов. Принадлежность двигателей кольцевых болидов еще попробуй установи под углепластиковыми корпусами "формул", а тут - вот они, знакомые очертания кузовов. "Пежо", "Форд", "Мицубиси"...
Именно им - героям предстоящих 14 этапов серии, стартовавшей в январе и назовущей нового чемпиона к концу ноября, и посвящен наш сегодняшний обзор.

TEAM PEUGEOT TOTAL
Начать рассказ стоит именно с этой команды: она в последнем сезоне ушедшего тысячелетия сотворила чудо, пройдя всего за полтора года путь от новичка-"возвращенца" (Peugeot покинула мировые ралли в восьмидесятых, когда были запрещены сверхмощные прототипы "Группа Б") до 200-процентного триумфатора. И личное, и командное чемпионство - у команды "серебряного льва".


    ДОСЬЕ:
В сезоне 2000 года - 1-е место
Автомобиль 2001 года - Peugeot 206 WRC
ЭКИПАЖИ:
· Маркус Гронхольм - Тимо Раутиайнен
(Финляндия, 1-е место в 2000 году)
· Дидье Ориоль - Дени Жироде
(Франция, 12-15-е место)
· Жиль Паницци - Херве Паницци
(Франция, 7-е место)
Автомобиль оказался настолько хорош, что его практически не подвергали серьезным изменениям. Наличие опытного специалиста по грунтовым трассам Гронхольма дополняется присутствием асфальтового аса Паницци. Кто теперь всерьез станет вспоминать, что прошлый сезон для Маркуса был первым "полным" в высшей раллийной лиге. Гронхольм - чемпион, и этим всё сказано. Паницци показал себя непревзойдённым мастером асфальта, не оставив шансов соперникам на сложных трассах конца сезона. Но не останавливается на этом и в новом сезоне будет пробовать свои силы на снегу и грунте. Что же касается Дидье Ориоля, то один из самых опытных пилотов мира оказался находкой для команды: он как раз оставался без контракта после того, как объявил об уходе из WRC SEAT.
Автомобили не изменили своего счастливого серебряного цвета, хотя титульный спонсор новый - вместо овала ESSO на машинах будет красоваться логотип TOTAL.
Peugeot одержала победу ещё и на фронте политическом. Одна из крупнейших "независимых конюшен" - итальянская Team Grifone перешла на 206 WRC, как основные автомобили. Если учесть, что французы собираются оказать активную поддержку и "малому" классе Super-1600, который с этого года получает свой мировой чемпионат, поставляя его участникам переднеприводные версии "206-й", то дел у Peugeot предстоит достаточно.

FORD MOTOR CO
"Родоначальники массового автомобилизма" поднаторели в маркетинге. Вот и в этом сезоне "базовый" автомобиль раллийной команды хотя и претерпел существенные модернизации (в двигателе, электронике, весовых параметрах), но не повод же это менять имя? Ан нет, на рынок вышла "заряженная" дорожная версия, и теперь он называется не просто "Фокус", а Ford Focus RS WRC - для пущего "промоушна".
ДОСЬЕ:
В сезоне 2000 года - 2-е место
Автомобиль 2001 года -
Ford Focus RS WRC01
ЭКИПАЖИ:
· Колин МакРей - Ники Грист
(Великобритания, 4-е место в 2000 году)
· Карлос Сайнс - Луис Мойя
(Испания, 3-е место)
· Франсуа Делекур - Даниэль Граталу
(Франция, 6-е место)

Это - Dream Team! Все три пилота не просто хороши - это легенды! Шотландец Колин МакРей - самый отчаянный во всей "заводской" когорте, с неповторимым стилем езды - смотреть страшно! Именно он вдохновил компьютерщиков на создание лучшей игры-симулятора "Colin McRae Rally". Кстати, новая версия появилась как раз вскоре после подписания им контракта на очередные два года сотрудничества с Ford. Говорят, МакРей-старший (о младшем брате - Алистере речь ещё впереди, а "самый старший" - отец Джимми МакРей, сейчас уже не выступает) - самый высокооплачиваемый раллист. Прошлый его контракт составлял $10 000 000, о сумме нынешнего стороны предусмотрительно умолчали. Однако Колин утверждает, что теперь для него главное уже не деньги, а новый чемпионский титул. Отдав два года на становление Focus WRC, он полон претензий на успех. Главное - не совершать досадных ошибок, переходя грань от риска к фолу, за которые он в юности получил прозвище "Мак-Крэш", а минувшей осенью угодил на операционный стол с переломанной челюстью.
Карлос Сайнс - ещё одна легенда, самый результативный из ныне выступающих пилотов. На его счету - 23 победы в ралли мирового уровня. Универсальный пилот хорош на любых трассах. А главное - невероятно стабилен. У него самая подробная система записи скоростных участков ("стенограмма"). А ещё в родном Мадриде он содержит собственную раллийную команду-школу.
Франсуа Делекур вернулся в команду, где провёл лучшие годы карьеры. В прошлом сезоне он выступал за Peugeot, но... "довыступался", прилюдно обвинив товарища по команде в нарушении правил тренировок. Уволили... Межсезонье получилось нервным, новая работа была под большим вопросом. И вот - француз если и не "ушел на повышение", то уж не прогадал точно. Несмотря на то, что французов ценят как "асфальтовиков", Франсуа вполне универсален.
Да, ещё одна сенсация "в исполнении" Ford! Именно таковой оказалась новость о смене поставщика шин. Вместо Michelin команда заключила контракт с Pirelli. Захотелось экспериментов, а на них более готовыми оказались итальянцы. Что ж, несмотря на то, что команду "ведёт" частная британская фирма M-Sport, "голубой овал" вливает в ралли баснословный бюджет - чуть ли не самый большой из нынешних "игроков". Потому и возможны и эксперименты, и содержание "дрим тим". И слава Богу! Ford - наиболее "экспансивная" марка в современном ралли. Машины - любого уровня, от простеньких "Ка" для моносерий и "легких" кит-каров Puma-1400 - и до "Пум" для класса Super-1600 и Focus RS WRC в "клиент-ских" спецификациях. Кстати, последние будут стартовать аж в семи национальных и региональных чемпионатах.

SUBARU WORLD RALLY TEAM (WRT)
Ещё одни "богатеи" - раллийную программу японской марки вот уже ровно 10 лет как ведёт знаменитая в мире автоспорта британ-ская фирма Prodrive. И дела у ребят неплохи: владелец "Продрайва" Дэйв Ричардс в прошлом году "прикупил" у Берни Экклстоуна права на телетрансляции WRC аж на 10 лет. И японцы средств не жалеют - раллийный имидж идёт на пользу оригинальным по компоновке (единственная раллийная машина с "оппозитным" мотором) "Импрезам" - за десятилетие они превратились в культовые. С деньгами проблем нет - и тут тоже экспериментируют, причем эксперимент "сине-золотых" в этом сезоне наиболее радикален. ДОСЬЕ:
В сезоне 2000 года - 3-е место
Автомобиль 2001 года -
Subaru Impreza WRC 44S
ЭКИПАЖИ:
· Ричард Бернс - Роберт Рейд
(Великобритания,
2-е место в 2000 году, 60 очков)
· Петтер Сольберг - Фил Миллз
(Норвегия/Великобритания,
10-е место, 6 очков)
· Маркко Мартин - Майкл Парк
(Эстония/Великобритания,
21-24-е место, 1 очко)

Вновь - веление маркетинга. Только-только излечили предыдущую Impreza от "детских болезней", как появилась новая четырёхдверная версия "базового" автомобиля. По официальным заявлениям, переход происходит безболезненно, однако, скорее всего, часть проблем надёжности придётся побеждать снова. А кому предстоит это делать? Лидер команды - британец Ричард Бернс, пилот молодой (в январе ему исполнилось 30), но является одним из основных претендентов на титул. Его задача на сезон - чемпионство, ускользнувшее во второй половине сезона-2000. А вот "второй номер" Subaru WRT... "составной": команда пригласила сразу двух пилотов из "молодых и талантливых надежд". Норвежца Петтера Сольберга буквально "увели из-под носа" Ford, выискав бреши в существовавшем пятилетнем контракте. Несомненно, талантлив, но стабильности ему ещё учиться: великолепно начатые ралли, бывало, завершались у Петтера эффектными "уборами". Эстонец Мартин - и вовсе самый молодой за всю историю WRC из получивших заводской контракт. Ему только 25, но из "грозы авторитетов" он сам становится авторитетом. Но - только становится, по собственным словам Мартина, "надо учиться психологии заводского гонщика, не ездить только посередине дороги, сберегая автомобиль". А единственного, чей опыт мог бы помочь в становлении нового автомобиля из команды, по сути, выжили. Речь о финском ветеране, четырёхкратном чемпионе мира Юхе Канккунене. Даже богатая Subaru WRT не смогла позволить себе заявлять четыре автомобиля. Юхе предложили участие всего в двух этапах за сезон - а это не могло его устроить. Уйдет ли Канккунен на заслуженную пенсию или проявится ближе к концу сезона в другой команде - вопрос времени, но в форме Subaru мы его уже вряд ли увидим.
Участие в "малых классах" Subaru не по интересам. В программе марки подавляющее большинство машин полноприводные. Зато группа N ("почти серийные" автомобили, для которых разыгрывается свой Кубок FIA) - в самый раз, и Subaru является одним из двух главных поставщиков техники для этой категории. А заодно - и для "клубных" команд. Программа поддержки "клубников" Subaru Allstars принимает всё большие масштабы: прошлогодний её основной "клиент" - японец Араи, по слухам, подписал с "сине-золотыми" контракт.

MARLBORO MITSUBISHI RALLIART
Главное разочарование минувшего сезона. Удивительное упрямство "трех бриллиантов", последней из марок, остававшейся с автомобилем, зажатым требованиями "группы А" и не спешившей переходить на более "вольные" и прогрессивные каноны World Rally Cars, оказалось миной. Уже в середине сезона стало ясно, что великолепный Lancer Evoluition (он же - Carisma GT) уже не столь грозен, даже беспомощен. Результат - Томми Мякинен прервал свою серию четырёхлетнего бессменного чемпионства...

ДОСЬЕ:
В сезоне 2000 года - 4-е место
Автомобиль 2001 года -
Mitsubishi Lancer / Carisma GT Evolution 6.5,
с середины сезона - Lancer/Carisma WRC
ЭКИПАЖИ:
· Томми Мякинен - Ристо Манисенмяки
(Финляндия, 5-е место в 2000 году)
· Фредди Лойкс - Свен Смитс
(Бельгия, 12-15-е место)

Историческое решение состоялось. Несмотря на ограниченный бюджет команды и некоторые финансовые трудности "материнского" концерна, переход к машине WRC всё-таки случится. А пока - выступления на "переходной" модели, впервые получившей дробный индекс, как компьютерная программа. Против "переходного периода" не возразили соперники, а их мнение спрашивают в подобных случаях. Они заинтересованы в том, чтобы потенциально сильный участник продолжал выступления. Более того, с Mitsubishi взято обязательство оставаться в Чемпионате мира как минимум до конца 2003 года.
Что ж, четырёхкратному чемпиону мира, единственному, кому в ушедшем веке удалось завоевать эти титулы подряд, скорее всего, будет теперь легче. Уже первые изменения, внесённые в конструкцию задней подвески, сделали автомобиль более устойчивым и "податливым" в настройках. А мастерства этому внешне немного отрешенному финну не занимать. Его стиль езды - не особо зрелищный, но фантастически быстрый, выверенный до тонкостей, - вполне "в современном духе". Сбрасывать Мякинена со счетов - не рано, а очень рано.
Второй пилот команды - Фредди Лойкс - продолжает оставаться загадкой. Закончилось время выдачи авансов, Лойкс уже давно не "молодой", два сезона в заводской команде - время говорить не о перспективах, а о результатах. А их-то и нет! Вернее есть, но со знаком "минус". Лойкс заслужил бы титул "мистер быстрый финиш-2000", будь такой учреждён. Несколько этапов для него заканчивались уже на первом спецучастке авариями из-за ошибок разной степени бездарности. И лишь раз он заставил вспомнить свою кличку юных лет - Fast Freddie ("Быстрый Фредди").
Случилось это на медленном ралли "Кипр", где, впрочем, Лойкс тоже не обошелся без пируэта через крышу. Что заставляет руководство команды держать его в составе - надежда на то, что пока ещё сказывались последствия тяжелейшей аварии на "Сафари-1999" и вот-вот всё станет как надо? Или всё-таки то, что бельгиец - старый "приятель" отделения Philip Morris в своей стране, что именно с его приходом на машинах команды как-то незаметно появилась символика Marlboro? Посмотрим, продолжит ли подобную политику новый менеджер MMR - Джордж Дональдсон, ставший "вторым лицом" коллектива с декабря. А может и вправду, Лойкс за-ставит изменить мнение о себе? Пока что официальные лица упорно настаивают на неизменности состава. Что ж, столь уверенно отстаивали они и "преданность" устаревающей "группе А". А пресса всё настойчивее вспоминает о том, что без работы остался Юха Канккунен. Да и оставшийся без заводского контракта после ухода SEAT молодой финн Тони Гардемайстер находится на подъёме своей формы... А пока - только на ралли "Швеция" команда выставит третий автомобиль для "местного спеца" Томаса Родстрема.
Зато в "Группе N" Mitsubishi нет равных. Подавляющее преимущество - и в численности, и в результатах. Отличную рекламу малолитражке Lancer/Carisma сделали её "заряженные" версии Evolution. Ставшие и сами выгодным товаром, разлетающимся, как горячие пирожки. А где ещё, скажите, можно найти полноприводный автомобиль мощностью 280 л/с, с разгоном до "сотни" менее 5 секунд ("покруче", чем у иных суперкаров!) и всего за 32-50 (в зависимости от страны) тысяч долларов? Если учесть, что подготовкой "Лансеров" к ралли в Европе не занимается разве что ленивый (что не скажешь о Subaru, держащей огромную часть комплектации "на поводке" эксклюзивных прав Prodrive), то немудрено, что иногда вся первая десятка "группы N" оказывается за Mitsubishi!

WORLD RALLY TEAM
HYUNDAI CASTROL
Безумству храбрых... Впрочем, какое уж тут безумство! Корейской маркой руководит холодный расчёт. Именно он толкнул Hyundai пару лет назад на подписание контракта с британской фирмой MSD (Motor Sport Developments). Фирма, которая до той поры вела раллийную программу для переднеприводных Coupe, за год подготовила "Акценты" высшей категории - WRC. А корейцы отважились на финансирование участия сразу в 12 этапах из 14, хотя правила допускали ограничиться четырьмя. Результат налицо! Зачётные очки появились уже в дебютном сезоне, на 2001 год - опять "повышенные обязательства" (13 этапов вместо допускаемых пока 8), и... награда от Ассоциации Автоспортивных Фирм для MSD - "Лучшее предприятие в области автоспорта-2000".
ДОСЬЕ:
В сезоне 2000 года - 6-7-е место
Автомобиль 2001 года - Hyundai Accent WRC
(с середины сезона - Evolution II)
ЭКИПАЖИ:
· Кеннет Эрикссон - Стаффан Пармандер
(Швеция, 11-е место в 2000 году)
· Алистер МакРей - Дэвид Сениор
(Великобритания, 0 очков)
· Пьеро Льятти - Карло Кассина
(Италия, 21-24-е место)

Интересная "смесь" в составе англо-корейской команды. Формально 44-летний Эрикс-сон (старейшина среди "заводских" пилотов) является "первым номером", однако именно ему придётся делить программу выступлений с "асфальтовым спецом" Льятти. Специализация Кеннета - "мягкие" покрытия, снег и грунт. Именно те, на которых пока "Акценты" проявили себя лучше всего. Ведь мощности мотора никогда не бывает достаточно, особенно в дебютном сезоне. Потому, проигрывая на асфальтовых и "моторных" скоростных трассах, Hyundai мог "огрызнуться" на тяжёлых дорогах. Как заверяла команда, весь сезон был потрачен на накопление опыта и информации. "В дело" всё это накопленное должно пойти с середины нынешнего сезона, когда появится новое поколение Accent WRC. А пока - присутствие опытнейшего Эрикссона и не менее маститого Льятти оправдывается не только нацеленностью на результат, но и необходимостью огромного количества тестовой и настроечной работы.
А ставку на будущее команда делает в лице младшего из династии МакРеев - 29-летнего Алистера. Он зарекомендовал себя до-стойным представителем семейства. Вот только порывался уйти из Hyundai в межсезонье. Да места себе пока не нашёл. Будут ли дальше развиваться вместе судьбы пилота и команды - покажет время.
Психология русского автомобилиста как-то не проводит параллели между "дешёвым корейцем" и словом "суперавтомобиль". А зря! Появившись чуть ли не позже своих соперников по WRC, "Акцент" может похвастать практически всеми техническими "наворотами", присущими этой категории, в том числе трансмиссией с "активными", управляемыми электроникой, дифференциалами. Можно сколько угодно ехидничать, но политика "корейских тигров" приносит свои плоды. В "оплоте автомобилизма" - старой доброй Англии - на дорогах Hyundai можно встретить куда чаще, чем в России. Только "тюнинговых" версий Coupe продаётся в год несколько тысяч. А ведь не бедная страна - какой-нибудь коллекционный Ferrari там можно встретить и в крохотной деревушке возле маленького паба, а не как у нас - у роскошных ресторанов. Может, и не стоит напрямую связывать коммерческие успехи с участием в раллийном чемпионате, но авторитета марке программа WRC добавляет. К слову, "дешёвенький" Hyundai Accent в "заводской раллийной спецификации" WRC стоит... порядка $650 000! Прописью: "шестьсот пятьдесят тысяч условных единиц". Вполне такая нормальная цена, как и у соперников...
В общем, если не на призы претендовать, то потрепать нервы соперникам Hyundai в наступающем сезоне, скорее всего, сможет.

SKODA MOTORSPORT
В "совковые" времена название Skoda даже у неизбалованных автомобилистов "великого и могучего" если и не вызывало улыбку, то уж особого уважения - точно нет. Пролетели годы, и попавшая под крыло Volkswagen "зелёная стрела" совершила чудо. Как похорошели чешские автомобили! "Шкода" и автоспорт? - удивится кто-то. Но, между прочим, из всех нынешних участников WRC именно у чешской марки наиболее старые традиции в автоспорте! Даже старше, чем у легендарного Ford! Только что было отмечено столетие первого выхода чешской марки в мир гонок. Только звалась она тогда - "Лаурин и Клемент".
ДОСЬЕ:
В сезоне 2000 года - 6-7-е место
Автомобиль 2001 года - Skoda Octavia WRC
ЭКИПАЖИ:
· Армин Шварц - Манфред Хиемер
(Германия, 17-20-е место в 2000 году)
· Бруно Тири - Стефан Прево (Бельгия, 17-20-е место в 2000 году)

Пару лет назад чехи решили сменить путь успеха в классе "1300" (только знаменитое RAC-Rally чешские малолитражки выигрывали в своём классе 29 раз!) на тернистый путь в высшую лигу. И родилась Octavia WRC. Самая крупная из "одноклассниц", с избыточным весом, с "самодельными" КПП и трансмиссией (большинство команд использует "модные", сверхлегкие и сверхдорогие КПП Xtrac). Первый же "выход в свет" закончился конфузом - обе машины не добрались даже до старта первого спецучастка. А что же теперь? За два года самая малобюджетная и малочисленная команда среди заводских заставила "Октавку" похудеть почти до разрешенного предела. Машина так и не стала самой быстрой, зато заслужила признание в области надёжности! Тяжелые трассы, где малы скорости, но велики нагрузки, жди "бенефиса" Skoda! Выиграть не выиграют, но доедут до финиша, когда половина соперников уже отправится "зализывать раны" по домам. И на европейских трассах "Октавия" зарекомендовала себя серьезно. Может, потому и стихли разговоры о смене машины на "идеологически" более подходящую WRC "Фабию". А может, всё-таки бюджет таких революций не позволяет.
Опытный Армин Шварц продолжает быть лидером команды. В этом году ему будет легче. В минувшем сезоне на выбор второго пилота повлияли спонсорские деньги, "пришедшие" за испанцем Климентом. Но - спонсор "скис" на половине сезона, а испанец надежд не оправдал. И в команде появился тот, кого ждали, - бельгиец Тири. Который в "разовом" предыдущем появлении завоевал лучшее для Skoda место в истории "хождения в WRC". А за минувший год стал вице-чемпионом Европы.
Звёзд с неба пророчить Skoda Motorsport пока наивно. Деньги решают всё-таки очень многое, а их, как мы знаем, у команды не густо. Но хочется пожелать, оставаясь стабильными и надежными, становиться ещё быстрее. "Из наших, из славян" всё-таки...

AUTOMOBILES CITROЁN (CITROЁN SPORT)
Главная "темная лошадка" сезона, приходящая на место ушедшего к "местным программам" и постройке "заряженных дорожных версий" SEAT. Французы не спешат и планируют в дебютном сезоне принять участие только в положенных четырёх этапах. Но такие ли уж они дебютанты, как может показаться?
ДОСЬЕ:
В сезоне 2000 года команда не участвовала
Автомобиль 2001 года -
Citroёn Xsara T4 WRC
ЭКИПАЖИ:
· Филипп Бугальски - Жан-Поль Шарони
(Франция)
· Хесус Пурас - Марк Марти (Испания)

Турбомонстрам категории WRC до сих пор в кошмарах снятся трепки, которые устроили им полтора года назад легкие и проворные переднеприводные "кит-кары" Xsara на асфальтовых трассах. "На этой машине быстро поедет даже полный идиот", - кричала спортивная пресса после тестов "красных стрел". Это был лишь первый этап... Технические требования "зажали" возможности кит-каров, а маркетинговая политика почти поставила крест и на судьбе "двухлитрового одноприводного" класса: дорого, а по "раскрутке" уступает WRC. И вот в обстановке "дозированной секретности" (все знают, но без подробностей) родилась Xsara T4. Полсезона - на тесты, сезон - триумф в национальном чемпионате. Сменившая цвет на белый, бестия от "двойного шеврона" остаётся для соперников по WRC не просто "котом в мешке", а раздражителем - а вдруг ка-ак выпрыгнет! И полетят клочки по закоулочкам! Опыта строительства турбинных двигателей и полноприводной техники "Ситроену" не занимать - не забыли еще, кто правил бал на ралли-рейдах начала девяностых? Испытательная и тестовая программа французов более чем обширна. А межсезонье они посвятили... проработке аэродинамики. И вправду, что ли, больше проблем не осталось? Возможен и другой сюжет: "наскока" у французов не получится и ждет "Ксару" обычный путь - из новичков-аутсайдеров к вершинам. Тем интереснее дождаться весны, когда Xsara T4 WRC впервые выйдет на бой против равных.
А пилоты? Да, это те самые, что когда-то громили на асфальте соперников из "старшего класса". Опытные, но далеко не на всех трассах. Потому и отправляет их команда пока на все этапы на "легких" машинах Saxo категории Super-1600, как "частников". И трассы ещё раз обкатают, запомнят, и реклама дополнительная малышу Saxo будет - на Super-1600 у "Ситроена" тоже нехилые планы.

Текст: Антон Борисенко




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker