Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Haldex для Октавии

Вообще-то, Skoda Octavia уже бывала на редакционных испытаниях и не один раз. Но есть в чешском семействе модификация, крайне актуальная в нынешнее время года, а именно полноприводный универсал. Учитывая, что в августе начался выпуск модернизированной машины, мы решили убить одним выстрелом двух зайцев и взяли на тест обновленную Octavia Combi 4х4 с бензиновым турбомотором в топ-комплектации Elegance. Не будет особым преувеличением сказать, что на данный момент это - технически самый "продвинутый" автомобиль марки Skoda.
Внешне автомобиль практически не изменился; во всяком случае достаточно сложно с первого взгляда уверенно перечислить все новые штрихи, что появились в облике машины. А ведь Octavia действительно помолодела, будто сбросив пару лет. Повинны в том и иные блок-фары с модными простыми стеклами, и задние фонари с пересмотренной организацией секторов, и кажущиеся более массивными цельные бамперы, передний из которых теперь по центру украшен вертикальными прорезями воздухозаборника.
Внутри тоже все хорошо знакомо: удобные жесткие сиденья с надежной боковой поддержкой, блестящая эргономика органов управления, отменная обзорность с места водителя. И, конечно же, присутствующее в каждом элементе, в каждой детали ощущение надежности и добротности. Фольксвагеновская приборная панель стала чуть выразительнее и по-прежнему хорошо читается. А задние пассажиры, и раньше не имевшие особых оснований жаловаться на тесноту (разве что сидя за очень высокими людьми), получили еще больше простора в результате усовершенствования конструкции сиденья.
"Наша" Octavia, оснащенная по программе Elegance, отличается от базовой машины массой полезных функций. Здесь есть регулировка передних сидений по степени поясничного подпора, передний и задний подлокотники с интегрированными в них контейнерами, подогрев сидений и зеркал, фирменный автоматический кондиционер Climatronic. Блок управления климатической установкой размещен слишком низко, впрочем, это хронический недостаток очень многих моделей, выпускаемых сегодня концерном Volkswagen AG. На страже безопасности водителя и пассажиров стоят две подушки безопасности, АБС, а также электронные системы EDS и ESP.
Полноприводная модификация 4х4 впервые появилась на публике в октябре 1998 года на Парижском автосалоне. Правда, тогда автомобиль выставлялся как экспериментальный прототип для изучения потребительского интереса. Поскольку интерес к машине был немалый, уже в марте следующего года в Женеве демонстрировался серийный образец. Для полноприводной версии был выбран пятидверный кузов универсал, так как он в большей степени соответствовал общей утилитарной идее такого автомобиля. А в практичности и вместительности Octavia Combi можно и не сомневаться - года два назад патриотичные чехи установили своеобразный рекорд, удостоившийся занесения в Книгу Гиннесса, - в машину забрались 34(!) человека, после чего она еще проехала несколько метров.
В Combi 4x4 используется та же трансмиссия, что нашла применение на других моделях немецкого концерна, построенных на общей с Октавией платформе. Речь идет об Audi S3, Audi TT quattro, Volkswagen Golf/Bora 4MOTION, Seat Leon 4 и Seat Toledo CupRa. Ключевым узлом этой трансмиссии является межосевая фрикционная муфта шведской компании Haldex, которая представляет собой многодисковое сцепление, работающее в масле и управляемое электроникой. Размещается она непосредственно перед задним дифференциалом. При движении по покрытиям с высоким коэффициентом сцепления муфта находится в пассивном состоянии, и весь крутящий момент от двигателя передается на передние колеса. При пробуксовке передних колес возникает разница в угловых скоростях вращения валов трансмиссии, что приводит к автоматическому включению гидравлической системы, посредством поршней замыкающей диски сцепления муфты. Электроника заведует степенью блокировки муфты в зависимости от условий сцепления колес с дорогой, управляя таким образом распределением крутящего момента по осям. В критическом случае, когда задние колеса находятся на сухом покрытии, а передние отчаянно буксуют, назад перебрасывается до 90 % момента.
Плюс ко всему Octavia Combi 4x4 оснащена электронной системой имитации блокировки дифференциала, позволяющей перераспределять крутящий момент между правыми и левыми колесами за счет подтормаживания буксующих. Система EDS синхронизирует частоту вращения колес, предотвращая увод автомобиля в сторону при интенсивном разгоне. А венчает этот сложный комплекс электронная система динамической стабилизации ESP, миссия которой заключается в борьбе с заносами задней оси, сносами передней и боковыми скольжениями, то бишь со всеми проявлениями потери курсовой устойчивости.
А что же изменилось в автомобиле при переходе с переднего привода на полный? Невооруженный глаз не увидит ничего, кроме появившейся на заднем стекле надписи "4х4". На самом же деле машина стала чуть выше и на центнер тяжелее. На несколько миллиметров увеличилась колесная база и передняя колея; задняя, наоборот, сузилась. Чтобы компенсировать потерю в динамике из-за прибавки в весе, перенастроена коробка передач: уменьшены передаточные числа третьей, четвертой и пятой передач, увеличено число главной передачи. Возросший аппетит автомобиля не будет вынуждать владельца чаще заезжать на заправки - объем топливного бака теперь на восемь литров больше.
На ходу полноприводная версия сохранила все повадки обычной Октавии: внятное, варьируемое в зависимости от скорости реактивное усилие на руле, чуть жестковатая, но энергоемкая подвеска, незначительные крены кузова в поворотах и даже чуткие тормоза со столь же чуткой АБС, норовящей оказать помощь тогда, когда в ней еще нет особой необходимости. А вот с 1.8-литровым двигателем с турбонаддувом мы имели дело впервые. Великолепный мотор! В отличие от базового атмосферного варианта, мотор отлично тянет уже с 1500-2000 об/мин и обеспечивает мощное и ровное ускорение вплоть до 6000 об/мин. Мелкие огрехи в подборе передаточных чисел перестают иметь хоть какое-нибудь значение, поскольку с такой характеристикой крутящего момента мотор очень толерантен, если так можно выразиться, к выбору передачи.
Оказавшаяся на тесте машина была "обута" в летние покрышки Continental, поэтому мы рассчитывали получить более объективное представление об особенностях и возможностях полноприводной трансмиссии Octavia Combi 4х4. Получилось вот что. При движении по сухому асфальту автомобиль ничем не отличается от переднеприводного. Конечно, в очень "быстрых" поворотах, когда неизбежно возникает разница в скоростях вращения передних и задних колес, подключение задней оси теоретически может оказать некоторую поддержку, но в реально экстремальных условиях спрогнозировать момент перехода на полный привод и, соответственно, изменение характера управляемости машины достаточно сложно. Так рискованно нужно хотеть и, самое главное, уметь ездить или полностью полагаться на систему ESP.

Климатическая установка Climatronic разместилась в самом низу центральной консоли


Занос можно спровоцировать контрсмещением и сбросом газа в повороте, однако он тут же будет "задушен" ESP




Устойчивость на скользких дорогах - неоспоримый плюс машины




Технические характеристики
SKODA OCTAVIA
COMBI 20V TURBO 4x4

На мокрой или заснеженной дороге преимущества полного привода неоспоримы. Даже при резком старте момент срабатывания муфты Haldex едва уловим, и вот Octavia с пробуксовкой всех колес срывается с места. Хорошенько газанув, можно поднять вокруг себя четыре эффектных фонтанчика снега или песка, или воды - смотря что оказалось под машиной. В любом случае с места автомобиль уходит гораздо увереннее своих моноприводных собратьев. На скользкой трассе добавление газа приводит к логичному набору скорости без намеков на курсовые рыскания.
В поворотах Octavia 4х4 ведет себя как переднеприводной автомобиль со слабой недостаточной поворачиваемостью - демонстрирует легкую склонность к сносу передней оси. Однако, даже если вы переборщили с газом при входе в поворот, или уже на дуге траектории, ESP предпримет все меры для того, чтобы удержать машину под вашим контролем. Правда, возможности электроники отнюдь не безграничны, и, удерживая мчащийся в повороте автомобиль от потери управления, ESP не в силах противостоять небольшому боковому скольжению, тем более на летних шинах.
А если ESP взять да отключить? Такая возможность есть, но лишь половинчатая, так как система все равно вступит в действие как только умные электронные "мозги" решат, что водитель теряет контроль над машиной. Нажимаем заметную кнопку в верхней части передней панели - надпись "ESP" на приборном щитке гаснет. Выезжаем на извилистую дорогу, покрытую плотно укатанным снегом. Поехали. В повороте "под газом" Octavia уходит в снос передней оси, совсем как переднеприводный автомобиль. Однако после прохождения апекса возникает легкий занос, который моментально "душится" проснувшейся ESP, начинающей отчаянно мигать лампочкой на приборной панели. В результате из поворота машина выходит "чисто", почти идеально. Судя по всему, при входе в поворот Haldex сохраняет то распределение момента по осям, которое сложилось при движении по прямой, то есть на переднюю ось передается больший момент, чем на заднюю. Когда сорвавшиеся в снос передние колеса начинают интенсивно буксовать, на задние перебрасывается более половины крутящего момента, и автомобиль преображается в заднеприводной. В принципе, сброс газа в этой ситуации должен опять изменить расстановку сил в пользу передних колес, однако такая чехарда явно не по вкусу ESP. Может, оно и к лучшему, ведь не каждому понравится приспосабливаться к ежесекундно изменяющемуся характеру автомобиля.
Итак, несмотря на целый набор передовых технических решений, Skoda Octavia Combi 4х4 можно смело назвать стопроцентно практичным автомобилем. Неброский, но богато оснащенный, достаточно динамичный, но послушный и способный максимально обезопасить движение по дорогам с различными покрытиями, он как нельзя лучше пригоден к эксплуатации круглый год. Если при скоростном вождении справиться с полноприводным автомобилем спортивного толка без знания специальных приемов будет очень нелегко, то управление Октавией требует лишь устойчивых "перед-неприводных" навыков. И что приятно, при всех прочих достоинствах цена этой машины куда более привлекательна, чем у конкурентов.

Текст: Леонид Клюев
Фото: Роман Останин

Благодарим фирму "Гриффин" за предоставленный автомобиль.
На время теста автомобиль застрахован АСК "Доверие"




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker