Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

ПРОДАЖА АВТОМОБИЛЕЙ В КРЕДИТ: НАЧАЛО ПУТИ

Многие автомобилисты уже знают, но по-прежнему с недоверием относятся к возможности покупки машины в кредит. Однако банки, развивающие программы автокредитования, постепенно расширяют круг клиентов.
Сегодня этой услугой могут воспользоваться люди, способные "показать" свой доход.


Кредит на покупку автомобиля в Санкт-Петербурге предоставляют три банка "Балтийский", который начал первым (с лета 1999 года) продвигать эту услугу, "Санкт-Петербург" и "Промышленно-строительный", вышедший на рынок с пилотным проектом в августе прошлого года. Условия предоставления кредита на покупку автомобиля у них несколько отличаются.

БАНКИ ПЕРИОДИЧЕСКИ СНИЖАЮТ СТАВКИ
В Балтийском банке срок погашения кредита на покупку новых иномарок составляет три года, отечественных автомобилей - два года. Банк начал первым с сентября кредитовать покупку подержанных машин, тем самым значительно расширив круг потенциальных покупателей. Пока прошло около десяти сделок.
Процентная ставка в валюте на срок до одного года составляет 14 % годовых, от одного года до двух лет - 15 %, от двух до трех лет - 16 %. Автомобилисты могут взять на свое усмо-трение и рублевый кредит: под 28 % годовых - на срок до шести месяцев, под 29 % - от полугода до года и под 31 % - от одного года до двух лет. Минимальная сумма кредита - $2 тыс., первый взнос - 30 % от стоимости автомобиля.
Как сообщила начальник Управления потребительского кредитования Балтийского банка Екатерина Ганина, большинство кредитов запрашиваются на максимальный срок, но при этом распространена практика досрочного погашения. А всего с начала реализации программы в банке выдано 105 кредитов на общую сумму $1,135 млн. Средняя сумма составляет $11-12 тыс. Подавляющее большинство из них выдано на приобретение новых (причем довольно дорогих) иномарок.
В банке "Санкт-Петербург" кредит на срок до шести месяцев предоставляется под 13 % годовых в валюте, или 32 % в рублях, от шести месяцев до года - соответственно под 15, или 33 %, и от одного года до двух лет - под 17, или 35 %. В ближайшее время предполагается снижение рублевых ставок.
По словам заместителя начальника Управления банковских услуг банка "Санкт-Петербург" Екатерины Поляковой, банк кредитует как покупку новых отечественных автомобилей, так и иномарок. Пока преобладают операции по российским автомобилям. При этом возможен зачет дилером старой машины. Разработана нормативная база и на кредитование покупки подержанных иномарок, но реально таких сделок еще не проходило. Минимальная и максимальная суммы кредита не ограничиваются. Многие клиенты, взяв кредит на максимальный срок, стремятся погасить его досрочно, что уменьшает реально вы-плачиваемые проценты. С начала реализации программы выдано более 150 кредитов на сумму свыше 5,7 млн рублей и $250 тыс. Промышленно-строительный банк еще в ноябре досрочно завершил реализацию пилотного проекта, рассчитанного до конца 2000 года. Начиная с августа выдано около 60 кредитов на общую сумму свыше $500 тыс. Средняя сумма за-прашиваемого кредита - примерно $10 тыс. Теперь программа осуществляется во всех филиалах банка ("пилот" проводился в Василеостровском филиале). Сейчас кредиты выдаются как на приобретение новых зарубежных, так и отечественных автомобилей. Процентная ставка составляет 13 % годовых в валюте на срок до двух лет. Кроме того, как сообщила директор кредитной дирекции ПСБ Елена Угрюмова, клиент может взять и рублевый кредит - примерно под 30 % годовых (ставка может незначительно колебаться в зависимости от текущего курса валют).

КЛИЕНТЫ ВЫСЧИТЫВАЮТ ПРОЦЕНТЫ
Обязательным условием получения кредита является страхование автомобиля и автогражданской ответственности, а также жизни и здоровья заемщика. Банки серьезно подходят к выбору страховых компаний. Балтийский банк сотрудничает с СК "Ингосстрах С.-Петербург" и "Прогресс-Нева", банк "Санкт-Петербург" - с Генеральной страховой компанией, Промстройбанк - с СК "Русский мир". Тарифы у страховщиков cоcтав-ляют не менее 4-5 % стоимости нового автомобиля. Ставка зависит от класса автомобиля и размера франшизы (неоплачиваемой страховщиком части убытка). Естественно, чем больше франшиза, тем меньше ставка. По словам начальника отдела СК "Ингосстрах С.-Петербург" Игоря Тайновича, людей, которые вообще интересуются страхованием по риску "Автокаско", сейчас 10-15 % от общего числа автомобилистов, а тех, кто готов платить за это деньги, лишь 6-8%. Поэтому многие клиенты, которые хотят купить машину в кредит, воспринимают страхование как дополнительные расходы. И у некоторых из них это вызывает раздражение, что объясняется отсутствием страховой культуры в России.
Как отмечает начальник отдела страхования автотранспорта СК "Русский мир" Николай Смелов, размеры ставок основаны на статистике, продавать полисы ниже себестоимости значит заведомо вводить в заблуждение клиентов.
Кстати, страховые случаи с автомобилями, купленными в кредит, уже были. Это преимущественно ДТП, к чему специалисты банков относятся довольно спокойно. Страхование в данной схеме необходимо прежде всего на случай, если с клиентом что-либо произойдет либо он не сможет в срок расплатиться с банком, либо машину угонят. Поэтому следует четко разделять страховку и процентные ставки банков.

Начальник Управления потребительского кредитования Балтийского банка Екатерина Ганина


Заместитель начальника Управления банковских услуг банка "Санкт-Петербург" Екатерина Полякова


Директор кредитной дирекции ПСБ Елена Угрюмова


Начальник отдела СК "Ингосстрах С.-Петербург" Игорь Тайнович


Но и сами ставки кажутся чрезмерно высокими многим потенциальным заемщикам. Кстати, так полагают и ряд руководителей автосалонов, которые скептически относятся к нынешним условиям автокредитования.
Генеральный директор Невской автомобильной компании - официального дилера VW и Jaguar - Максим Колосов считает, что существующие банковские ставки тормозят развитие автокредитования.
В этой связи следует учитывать, что удорожание автомобиля от его первоначальной стоимости происходит на 6-8 % в год. Погашение процентов и основного долга ежемесячно равными долями уменьшает реально выплачиваемую ставку в долларах до указанных цифр, поскольку проценты начисляются каждый раз на остаток задолженности по кредиту. Коммерческий директор "Евросиб-Авто" - официального дилера Mazda - Сергей Вайнер отмечает, что если для человека интересна сама идея покупки автомобиля в кредит, то банковские проценты будут приемлемыми. А дальше многое зависит от профессионализма продавца, который должен показать клиенту преимущества такой схемы.

АВТОКРЕДИТОВАНИЕ СЕГОДНЯ - РАБОТА НА ПЕРСПЕКТИВУ
В последние месяцы получает все большее распространение практика, когда один и тот же автомобильный дилер одновременно работает с несколькими банками. А значит, клиент непосредственно при посещении автосалона может сравнить условия и выбрать тот банк, который ему более "симпатичен". Например, компании "Евросиб-Авто", "Петровский автоцентр", Swed-mobil сейчас работают как с Балтийским банком, так и с ПСБ. По словам Сергея Вайнера, клиенту предлагаются варианты, и он имеет возможность сам сравнить и выбрать. Банковская процентная ставка не всегда становится решающим фактором. Покупатель выбирает и по другим критериям, например, исходя из личного доверия банку, сроков погашения кредита и т. д. По мнению Эдуарда Марк-мана, директора по продажам компании "Петровский автоцентр" - официального дилера Renault - зачастую для клиента главным становится оперативность рассмотрения документов банком и выдачи кредита.
Вообще автокредитование можно считать одним из способов стимулирования спроса. Людям фактически предоставляется возможность рациональнее планировать свои расходы. Они могут в долг сразу купить более дорогую машину, на которую изначально не хватает денег, или более выгодно вложить оставшиеся свободные средства. Но пока продажи в кредит не получили массового распространения. Главным препятствием является все же необходимость показывать свой реальный доход. При существующей на многих фирмах практике выдавать зарплату "в конвертах" некоторые состоятельные клиенты объективно не могут документально подтвердить свою платежеспособность. Решить проблему можно путем поручительства компании, где работает потенциальный заемщик. Для этого потребуется тщательная проверка банком ее финансовых показателей, на что согласятся не все владельцы предприятий. Но других способов убедиться в надежности заемщика у банков сегодня нет. Поэтому в настоящее время возможность приобрести зарубежный автомобиль в кредит имеют лишь люди с легальным доходом хотя бы $300 (реально - $500-700 и выше). Кстати, банки учитывают совокупный доход семьи, что облегчает задачу. Именно с такими клиентами они сегодня преимущественно и работают.
Итак, по-прежнему большинство граждан, приобретающих новые (а тем более подержанные) автомобили, предпочитают покупать их за наличные. Однако в случае дальнейшего улуч-шения экономической ситуации и, соответственно, снижения банковских ставок число желающих купить машину в кредит будет увеличиваться. Весь мир так живет, и нам от этого никуда не деться.

Текст: Александр Заводов
Фото: Роман Останин




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker