Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

Mercedes-Benz. Сто лет под грузом
Часть вторая


Мы продолжаем рассказ о грузовиках, носящих трехлучевую звезду. И если в прошлом номере мы наблюдали самый рассвет и становление отделения коммерческого транспорта, то сейчас увидим Mercedes на пике формы - в конце двадцатого века.
В 1965 году компания отметила примечательное событие: с заводского конвейера сошел 500.000-й дизельный грузовик. Это означало только одно - компания практически оправилась от серьезнейшего удара, нанесенного второй мировой войной.
Годом позже с конвейера сошел стотысячный "Унимог", а уже в 1967 году на рынок были выпущены большие фургоны, на десятилетия вперед прозванные "дюссельдофферами" - по названию города, где они производились. Они носили обозначения от L406 до L613, предлагались с дизельными и бензиновыми двигателями и имели на выбор три колесные базы.
Не каждый производитель в те годы предлагал такое разнообразие.
В 1970 году с целью завоевания рынка легких однотонных фургонов компанией была приобретена бременская фирма Hanomag-Henschel. Расчет оказался верным: грузовички с севера Германии заполнили брешь в модельном ряду Mercedes, дав инженерам компании необходимое время на собственные разработки.
Уже в 1977 на смену им пришли фургоны серии Т1. Кстати, со своим широким выбором характеристик грузоподъемности, версий кузовов и типов двигателей они наделали много шуму. Шутка ли, полная "линейка" состояла из более чем 252 версий!
В грузовом секторе компания начала показывать свои новинки в 1973 году, когда на рынок были выпущено "новое поколение" крупнотоннажных грузовиков. Основной принцип конструкции "нового поколения" состоял в том, что грузовик изготавливался по индивидуальному заказу из унифицированных агрегатов, узлов и деталей. Это позволяло изготовить машину любого назначения самым рациональным методом. Годом позже было представлено все семейство новых двух- и трехосных грузовиков полной массой от 16 до 22 тонн и мощностью от 256 до 320 л. с. Изменения коснулись и "среднетоннажников". Одним из "шоу-стопперов" на франкфуртском автосалоне 1975 года стал мерседесовский тягач 2032 с двумя управляемыми мостами. Это решение помогало лучше управлять массой прицепа, облегчало прохождение поворотов и снижало износ шин. С 1978 года при покупке грузовика, в качестве опции можно было заказать конвертер крутящего момента, а со следующего года - ABS в тормозной системе.
С 1980 года компания начала применять метод ступенчатого форсирования двигателя. К примеру, с 14.6-литрового двигателя V8 "в стандарте" снимали 250 л.с., после регулировки процесса впуска - 280 л.с., с турбокомпрессором - 330 л. с.,, а с применением интеркулера - 380 л. с. При одинаковом объеме - практически 50% прибавка!
В 1983 году в линейке появились крупнотоннажные грузовики с четырьмя мостами.
Предшественник Actros, серия SK

"Эска" готовится к дальнейшему бою

Кабина от Mercedes - мечта любого дальнобойщика

Стабильное положение на рынке и огромный технический потенциал привели к тому, что постепенно больше внимания начало уделяться таким проблемам, как топливная экономичность, аэродинамика, воздействие на окружающую среду.
В 1985 в категорию стандартного оборудования вошла электропневматическая система переключения передач EPS. В том же году, с переносом производства из Бремена было покончено, завод в Дюссельдорфе полностью переключился на производство фургонов всех мастей. Новый Т2 покинул пределы цеха в 1986 году. Он, как и его предшественник Т1, безошибочно узнавался по низко расположенной оконной рамке. Еще один успех ждал компанию в 1989 - 480-сильный SK 1748 занял место самого мощного европейского грузовика.
В 1989 компания была реструктурирована - на место Daimler-Benz AG пришла Mercedes-Benz AG. В это время доля фирмы в грузовом сегменте свыше 6 тонн составляла 10% в мире, 24% - в западной Европе, и 30% - в странах ЕС.
На Ганноверском мотор-шоу в 1991 Mercedes представил экологичные двигатели семейства LEV (Low Emission Vehicles). А в 1994 году компания снова подняла планку, увенчав крупнотоннажный сегмент моделью, чья мощность достигала 530 л. с. Причем снята она была все с того же 14.6-литрового V8, мощностью 250 л.с.!
И все же, все изменения, касавшиеся производственных программ фирмы за неполный век ее существования, не шли ни в какое сравнение с тем, что началось в середине девяностых. В рамках специальной акции в течение трех лет должна была быть обновлена вся программа транспортных средств для грузовых перевозок в Европе На смену модели Т2, продержавшейся на конвейере 10 лет, пришло новое семейство Vario. Этот ход помог компании занять лидирующие позиции на рынке грузовиков полной массой от 4.5 до 7.5 тонн.
В 1995 году легкий фургон "Sprinter" заменил семейство Т1. "Спринтер" стал многофункциональным малотоннажником, "играющим" в сегменте автомобилей с полной массой от 2.5 до 4 тонн. Он был сконструирован по самому выгодному в этой категории принципу: полукапотная схема, несущий кузов, установленный продольно спереди двигатель и привод на задние колеса. С самого начала у него было богатое оснащение: серийные ABS и автоматический тормозной дифференциал ABD, сервоусилитель рулевого механизма, независимая подвеска передних колес.
Кроме этого, в "линейке" три варианта колесной базы и множество типов кузова.
Вслед за "Спринтером" последовал Vito. Этой разработкой, пришедшей на смену автомобилям серии MB100D, компания заново открывала класс малотоннажных автомобилей грузоподъемностью до тонны. При длине 4.66 метра и максимальной высоте 1.89 м. "Вито" свободно помещался в обычный гараж. Абсолютно новым для Mercedes являлся и привод автомобиля: четырехцилиндровый двигатель устанавливался спереди поперек, а ведущими колесами были передние. Кроме этого, в конце апреля 1995 года Mercedes-Benz AG совместно с Ssang-Yong Motor Company представили новую разработку, базирующуюся на узлах все того же MB 100D - Mercedes-Benz 100. Продаваемый в Корее под именем "Истана", он предлагался в трех вариантах: MB100, MB140 и MB180.
Но вернемся к самому интересному и престижному сегменту "свыше 6 тонн". В 1996 году здесь произошел настоящий переворот - Mercedes-Benz выпустил Actros. Представленный на международной выставке грузовых автомобилей в Ганновере, этот крупнотоннажный грузовик был плодом многолетней работы конструкторов, специалистов по аэродинамике, дизайнеров, испытателей... В итоге получился высокотехнологичный грузовик, многие системы которого до сих пор считаются самими передовыми в мире. Пришедший на смену семейству SK, выпускавшемуся почти 20 лет, спектр моделей Actros охватывает семь модельных рядов с двигателями мощностью от 313 л. с., до 571 л. с., шасси с правым или левым рулевым управлением, с двумя, тремя и четырьмя осями, и многим другим. Но главная изюминка нового семейства не в многообразии и универсальности.
Она кроется всего лишь в одном слове - Telligent.
Это система, которая состоит из множества компьютеров, управляющих работой двигателя, переключением передач в КПП, тормозами, подвеской. Все бортовые компьютеры не только контролируют жизненно важные функции автомобиля, но и обмениваются информацией и командами через шину данных CAN (Controller Area Network). С помощью этого количество проводов снизилось со 143 у SK до всего восьми(!) у значительно более сложного Actros.
Все сведения поступают на дисплеи, расположенные в торпеде. По ним водитель может контролировать износ дисков и колодок, количество и качество масла во всех системах, температуру охлаждающей жидкости и многое другое. Но это не все.
Электронный контроль Telligent в новой тормозной системе с пневмоприводом позволяет остановить автопоезд на 25% быстрее, чем при использовании обычной. А это примерно 20 лишних метров. Система Telligent в КПП не только обеспечивает точное включение передач, но и посредством табло советует водителю номер оптимальной передачи. В подвеске электроника регулирует высоту рамы над дорогой и продольный крен. По данным диагностики эта система делает заключение о действительном состоянии и износе агрегатов, анализирует его, и в течение минуты определяет пробег до следующего ТО. Если требуются какие-то работы, система сообщает об этом текстом на экране перед водителем. Межсервисные интервалы нового грузовика увеличены вдвое, расход топлива снизился на 3-7%, а грузоподъемность возросла на 400 кг. Специально для Actros были разработаны новые дизельные двигатели V6 и V8 семейства "500". Они оборудованы турбонагнетателем, приводимым в действие отработавшими газами, и отличаются новым, малотурбулентным процессом горения. Здесь система Telligent осуществляет впрыск топлива под высоким давлением посредством раздельных топливных насосов с максимальным давлением в 1800 Бар. Желаемая отдача мощности достигнута именно благодаря точному регулированию количества топлива и момента впрыска. Двигатели агрегатируются либо 16-ступенчатой механической КПП, либо "автоматом", где всем опять же заведует электроника.
В семействе устанавливаются три кабины: стандартная S (длина-1700мм., высота-1560мм.), средняя M (1950мм-1560мм) и длинная L (2200мм-1920мм). Самая просторная версия Megaspace не имеет внутри моторного кожуха. Для повышения пассивной безопасности использовались не только реальные испытания на удар, но и данные, полученные во время обработки на компьютере. После исследований были по-новому сконструированы нижние детали кузова и опора сиденья, двери кабины были перепроектированы для усиления жесткости боковой части. По желанию кабины поставляются с подушками безопасности и ремнями с системой натяжения, причем последние встроены в сиденье.
В 1997 году жюри конкурса "Truck Of The Year" признало Actros лучшим. Кроме этого, дизайн кабины Megaspace получил награду "iF Product Award", а сам Actros был признан "Грузовиком 1998 года" в Польше и Югославии. Закрепить успех крупнотоннажника был призван появившийся в 1998 году Atego. У него есть своя, славная история. В первой части мы писали о бескапотниках серии LP, появившихся в 1965 году и продержавшихся аж до 1984.
Им на смену пришел Leichte Klasse(LK), так называемый "легкий класс", полной массой от 6.5 до 15 тонн. Области его применения были настолько широки, а модель получилась настолько удачной, что простояла на конвейере все 14 лет, выдержав, правда, несколько модернизаций. Atego перенял у своего предшественника главное - способность быть полезным всем. Он предлагает поистине огромный выбор. Судите сами: 25 основных моделей Atego позволяют, импровизируя, создать до 240 модификаций! Четыре типа кабины (короткая, длинная, со спальной полкой, с высокой крышей), широкий диапазон колесных баз (от 3020мм до 6960мм), пять вариантов мощности двигателя - все это "конструктор" под названием Atego.
SK 1583 с аэродинамическим прицепом


Турбодизельный красавец Vito

Это лишь малая часть многообразия модельного ряда Sprinter

Vario с кузовом типа "фургон"

Все поколения грузовиков проходят жесткие испытания на безопасность

Actros изнутри


Atego в своей стихии - на трассе

Кабина Mercedes Atego изнутри

Легко грузить, удобно выгружать - настоящий грузовой "универсал"

Кстати о двигателях - от LK новому грузовику достались отличные четырехцилиндровые рядные дизели серии "900".
От других они отличаются иной системой подачи топлива, действующей по системе "отдельный насос-трубопровод-форсунка". По принципу работы это далеко от обычного ТНВД и ближе к насос-форсунке. За исключением того, что здесь работает электронная система контроля, практически идентичная той, что стоит на "старшем" Аctros. Четырехцилиндровый двигатель объемом 4.3 развивает, в зависимости от форсировки, 125, 152 или 170 л. с. Но есть еще и новые шестицилиндровые моторы (6.4 л., турбонаддув с интеркулером), созданные по тому же принципу, и развивающие 231 или 279 л.с.
На выбор много КПП: можно заказать 5,6,9, 12-ступенчатую "механику", либо "автомат". Подвеска, как и у предшественника, полностью рессорная или на пневмобалонах сзади. Тормозная система - как у "старшего брата", за исключением того, что здесь выше давление (10 атмосфер). Тормозные механизмы - дисковые, ABS - серийно. Пассивная безопасность осталась на высшем уровне, правда, подушка безопасности поставляется за отдельную плату. Но и скорости здесь другие.
Созданный на том же высоком уровне что и Actros, Atego не остался без награды. В 1999 году он получил награду "Truck Of The Year"

Александр Евштокин

За помощь в создании материала благодарим "ДаймлерКрайслер Автомобили РУС" и лично PR-менеджера фирмы Анну Свердлову


 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker