Колеса + CARS.ru

Продажа и покупка

Ресурсы

Архив новостей

Дороги

Страхование

Конференция

Музыка

 

Тех. Осмотр

Запчасти

"Это защита прав гражданина"

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности

В то время как все прогрессивное человечество, передвигающееся на колесах, не представляет себя за рулем без страхового полиса, российские законодатели вот уже несколько лет "маринуют" в стенах Государственной Думы закон "Об обязательном страховании ответственности автовладельцев перед третьими лицами". Народные избранники предыдущего созыва вообще положили документ под сукно, обозвав "непопулярным", пришедшие им на смену "новые думцы" все же решили вытащить его на свет Божий и нынешней весной даже приняли один из вариантов проекта в первом чтении. Как будут развиваться события дальше, и получит ли народ, в конце концов, важный и нужный закон, сказать трудно, ибо сегодня в обществе отношение к обязательному страхованию автогражданской ответственности однозначным никак не назовешь. Редакция предложила всем заинтересованным лицам высказаться по этому поводу. Желающие могут присоединиться.

Татьяна Никитина, заместитель по страхованию генерального директора страхового акционерного общества "Росгосстрах - Санкт-Петербург"

- Кому выгоден закон "Об обязательном страховании ответственности автовладельцев перед третьими лицами?" На мой взгляд, всем: и тем, кто ходит по улицам, и тем, кто по этим улицам ездит. Конкретный пример красноречивее всяких аргументов: предположим, ДТП случается с "новым русским" - из любой ситуации он выйдет, как говорится, "сухим". А как быть владельцу "лохматки", который сбил пешехода, - пусть не смертельный случай, но требующий приличных затрат на длительное лечение? А если за рулем - перебивающийся случайными заработками человек? Что получит в итоге так называемое "третье лицо"? Кто возместит ему физический ущерб? Виновный - через суд? Но практика показывает, что пострадавшему - как пешеходу, так и простому автовладельцу - легче махнуть на все рукой, чем тратиться на судебные издержки в ожидании своевременного и справедливого решения. В условиях же действия закона об обязательном страховании автогражданской ответственно-сти ущерб пострадавшим в ДТП будут возмещать страховые компании. И при этом суды вряд ли станут "хоронить" дела, а начнут их оперативно рассматривать. Так кому от этого прямая выгода? Сегодня этот вид страхования (добровольное) - "штучный товар", а, значит, достаточно дорогой. Страховым компаниям приходится идти даже на снижение тарифов, чтобы привлечь клиентов. Обязательное же страхование может быть дешевле за счет широкого охвата автовладельцев. Однако хочу сказать, что "дешевый вариант" при низком уровне лимита страховой ответственности (в проекте - $30 - годовой взнос, $1.700 - покрытие) - путь к абсолютной дискредитации закона. В документе должны быть заложены такие цифры, которые позволят в случае ДТП возместить реальный ущерб пострадавшему: как физический, так и имущественный. При низких тарифах и маленьком страховом покрытии получается обман.
Что касается ежегодного взноса, то я не согласна с позицией некоторых депутатов, которые предлагают сделать его одинаковым для тех, кто водит "Жигули", и тех, кто сидит за рулем крутого "Мерседеса", - на мой взгляд, нарушаются зависимость тарифа от степени риска и принцип социальной справедливости, а зна-чит, подход должен быть дифференцирован.
Важный пункт закона - прибыль, какой она должна быть, и как страховые компании станут ею распоряжаться. Одно из предложений - фиксированной, и не превышать 3% в год, остальные же деньги компании будут возвращать клиентам, не попавшим за отчетный период в ДТП. Думаю, не очень удачный вариант. Кто и как будет рассчитывать эти суммы? Более эффективная система - "бонус-малус", которая действует во всех цивилизованных странах: если автовладелец ездит безаварийно, то каждый последующий год получает скидки, а если совершил ДТП - тариф снова повышается.

Борис Гагаринов, инспектор Пятого отдела Управления ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, капитан милиции
- Госавтоинспекция, безусловно, за принятие закона. Он, на мой взгляд, может стать тем мощным экономическим рычагом, который реально повлияет на снижение аварийности на дорогах - аварийно ездить станет просто невыгодно, т.к. нарушителям за страховой полис придется больше платить. В последнее время, и это не секрет, на российских автомагистралях идет широкомасштабная необъявленная война: только в прошлом году совершено 160 тысяч ДТП, 119 тысяч из них - по вине водителей, нарушающих правила дорожного движения. В результате - 24 тысячи человек погибло. Вы только вдумайтесь в эти цифры! Я, как инспектор ГИБДД, могу авторитетно заявить, что и в этом году ситуация не улучшится, - налицо снижение ответственности автовладельцев. Низкие штрафы, большей частью формальные наказания не способствуют укреплению дисциплины на дорогах. Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, конечно, - не панацея, но в комплексе мероприятий, направленных на улучшение ситуации, он сможет занять должное место. Потом, с введением закона в действие, наконец-то будет положен конец распространенному виду мошенничества, когда некоторые ловкачи умышленно подставляют бока своих шикарных лимузинов под удар недорогих машин, чтобы спросить с якобы виновного в ДТП по полной программе, поставив его "на счетчик". При обязательном страховании автограждан-ской ответственности возмещать ущерб будут страховщики.
Один из важных пунктов закона - отчисление части прибыли страховых компаний ГИБДД. Это правильно. Дополнительные средства пойдут на укрепление материальной базы госавтоинспекции, которая на сегодняшний день находится еще не на должном уровне.
Говорят: "Очень долго принимается закон". Согласен, но это не потому, что законодатели у нас плохие, не понимают всей важности во-проса, - все дело в том, что народные избранники выражают интересы большей части избирателей, которые в силу экономических трудностей пока не готовы выделить на этот вид страхования из весьма скромного семейного бюджета свои кровно заработанные. А потому каждый думает, что с ним наверняка ничего не случится: "Я-то не нарушаю!" Но, как известно, есть правило трех "Д": "Дай дорогу... (известно кому)". И если не нарушаешь ты, всегда найдется собрат по баранке, для которого правила не писаны. И по вине вот такого лихача можно попасть в очень некрасивую историю. По-моему, сегодня общество еще не доросло до этого закона. Но, уверен, дорастет, ибо идет вперед семимильными шагами, и закон об обязательном страховании автогражданской ответственно-сти - пусть не в этом году, так в следующем - будет принят обязательно!

Сергей Алексеевич Попов, депутат Государственной Думы, член комитета по законодательной и судебно-правовой реформе
- Сегодня не все еще четко представляют себе, что это такое - страхование ответственности автовладельцев перед третьими лицами. А знать это необходимо и водителям, и пешеходам. На са-мом деле, данный закон - это защита прав гражданина. Автотранспорт, как известно, источник повышенной опасности. И если вы приобретаете машину, то должны понимать, что ваши права ограничены правами на безопасность других людей, на возмещение вреда, который вы - по своей воле или нет - можете им нанести. Имея данный страховой полис, вы страхуете не себя, не свою машину, а тот ущерб - физический или имущественный, который в случае ДТП "третьему лицу" возместит своевременно и в полном объеме страховая компания, как это делается во всем цивилизованном мире.
Весной этого года Госдума приняла один из вариантов проекта закона в первом чтении. Большинство депутатов высказалось за законопроект, однако не стоит обольщаться. Могу сказать, что многие народные избранники считают, что в нынешней экономической ситуации такой документ принимать не нужно, что он ляжет непосильным бременем на водителей, что это еще одна разновидность налога на автомобилистов, что данный закон выгоден лишь страховщикам, которые станут обогащаться. На мой взгляд, так рассуждают те, кто посвятил себя популистской деятельности. С их аргументами я не согласен.
Безусловно, есть категория водителей, которые пользуются автомобилем два раза в год - на дачу и с дачи, но таких все же меньшинство, большая же часть автовладельцев ежедневно использует машину, и они должны понимать важность и актуальность обсуждаемого в Думе законопроекта. Если вы, положим, едете за границу, то, приобретая "Зеленую карту", вы не задаетесь вопросом - нужна она или нет? А ведь вы покупаете страховку автогражданской ответственности, которая действует на территории иностранного государства. Сегодня Россия не может вступить в систему государств "Зеленых карт" лишь потому, что не имеет соответствующего закона.
Я изучал, как принимался этот документ в других государствах, в частности, в Эстонии. И могу сказать, что после того, как он вступил в действие, на эстонских дорогах тут же прекратилась известная война "Запорожцев" и "Мерседесов", а водители в целом стали более дисциплинированными. Поэтому депутатам следует изучать и учитывать опыт соседей. В пользу закона говорит и то, что сегодня есть много организаций, в которых водители работают по найму. Если случается ДТП с водителем из такой конторы, то с него трудно взыскать за ущерб, мол, "мы - неплатежеспособны". Когда же будет действовать закон, таких хитрецов станет меньше, т.к. страховые компании перед тем, как заключить договор, будут проверять экономическую состоятельность предприятия. Вряд ли сейчас стоит называть цифры - ежегодный тариф и лимит ответственности, думаю, они еще будут меняться. Скажу только, что я за то, чтобы первоначальный взнос был для всех водителей одинаков, независимо от марки автомобиля, а в дальнейшем: ездишь аварийно - плати больше, безаварийно - получай скидку. Что касается отчисления части прибыли ГИБДД, то я с этим категориче-ски не согласен - не вижу для этого никаких оснований.
Я заметил, что особых дискуссий по поводу проекта закона вне сессионного зала не было. Значит, они будут идти во фракциях и во время обсуждения документа перед голосованием. От убедительности аргументов, от тщательной работы комитета будет зависеть, примут закон во втором чтении или нет (когда документ вынесут на второе чтение - сказать трудно). Вопрос в том, удастся ли всем сторонам найти компромисс.

КОММЕНТИРУЮТ ВОДИТЕЛИ:


Михаил Бернардович, стаж вождения около 30 лет
- Слышал, что есть такой вид страхования. Теперь, говорят, будет обязательным. Наверное, надо... Я пока работаю, а значит, смогу заплатить ежегодный взнос, если, конечно, это будет умеренная сумма. А как быть пенсионерам? Вы же знаете, какая у них пенсия, да и зарплата у многих - мизерная. Поэтому, считаю, что пока нельзя страхование автогражданской ответственности делать обязательным - большей части населения это не по карману. Потом, ведь машины у всех разные. У меня, к примеру, "Москвич" ИЖ 412, а у кого-то "Мерседес", к тому же - новый, а взнос, говорят, хотят сделать одинаковым для всех. Думаю, правильнее будет разделить по категориям. Вообще-то, у меня, чтоб не сглазить, за тридцать лет не было ни одной серьезной аварии - страховка как бы и не была нужна. Хотя в автохозяйстве, где работаю, все машины застрахованы. Мы не так богаты, бюджетники, чтобы рисковать. А так, если что случится, получим компенсацию...

Герман, стаж вождения более 25 лет
- У меня такой страховки нет. Знаете, после так называемой перестройки все настолько изменилось, и в страховом деле тоже. У народа просто нет доверия к тем, кто этим, думаю, нужным делом занимается. Что касается автогражданской ответственности, то, во-первых, очень мало информации. Многие просто не знают, что это за вид страхования, какую пользу от него конкретный человек будет иметь? Ведь страхование - тот же товар, его надо уметь продать. Где-то в автомобильном журнале читал, что в Думе идет обсуждения закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, но чтобы этот вопрос широко обсуждался - такого нет... Да что говорить, если у нас Гражданский кодекс и тот приняли, как говорят, кулуарно, будто мы тут и ни при чем, то что говорить о каком-то страховании. Положим, я считаю, что это, в принципе, хорошее дело, мои же друзья и знакомые в один голос говорят, что такой закон абсолютно не нужен, что это на ветер выброшенные деньги: мы, мол, ездим аккуратно, в аварии не попадаем, так зачем платить? Обычно за голову хватаются тогда, когда шапка уже сгорела. Потом, надо учитывать уровень нашей жизни, уровень нашей зарплаты, цены на ремонт автомобиля и так далее... При условии, если ежегодный тариф будет меня устраивать, двумя руками буду голосовать за этот вид страхования...

Елена, стаж вождения 2 года
- Думаю, что этот вид страхования должен быть обязательным. Добровольное слишком дорого даже для тех, у кого очень высокие доходы. То, что проект закона прошел в Госдуме первое чтение, на мой взгляд, ничего не значит. Если депутаты знают реальную экономическую ситуацию в стране и умеют считать, а в этом, наверное, можно не сомневаться, то они понимают, что закон стране нужен, но нереален, и вряд ли его будут педалировать. Поскольку в стране, где еще не сформировался средний класс (на Западе - 60-70 % населения), а в основном - беднота, постольку и на дорогах - откровенные "ведра", только слегка разбавленные шикарными лимузинами. Ориентироваться на неимущих - значит, сделать закон смешным. Если же закладывать реальные цифры, то станет необходимым создание льготных категорий - ветеранов, пенсионеров, милиционеров, матерей-одиночек и т.д. Смысла, как всегда, не останется.
Должен быть продуман и четкий механизм реализации закона, что у нас, как правило, делается задним числом. Нужна и отвечающая действительности статистика дорожно-транспортных происшествий. Поэтому введение этого закона в ближайшем будущем преждевременно.

Сергей Робертович, стаж вождения 6 лет
Вообще-то, хорошее дело! В Белоруссию ездил, в Польшу, приобретал такую страховку. То, что нет обязательного страхования автогражданской ответственности в России, наверное, плохо. Закон должен быть. Добровольно же страховаться не собираюсь. Заставят - буду платить. Честно говоря, я попал однажды в ситуацию, когда женщина задела мою машину, так вот у нее была такая страховка. Могу сказать, что страховая компания довольно быстро выплатила мне полторы тысячи рублей - возмещение ущерба. Но, знаете, когда другие застрахованы, это одно, а когда тебе нужно выложить кругленькую сумму - совсем другое...

Евгений, стаж вождения 17 лет
- Такого полиса у меня нет. У нас в стране это удовольствие слишком дорогое. Считаю, что все должно быть разумно. Когда все застрахованы, то и суммы меньше, а если ты - чуть ли не один, то и чувствуешь себя этаким динозавром, которому деньги некуда девать. У меня был случай в Америке. Там брал машину напрокат (у них: сел за руль, считай, - автоматически застрахован), и в меня въехали. Тут же связались со страховыми компаниями и все уладили. На Западе, как правило, нет проигравших. И в России должно быть так, но для этого нужно менять всю систему. Что я имею в виду? Возьмем конкретный случай - с вами случилось ДТП. Что в первую очередь требует страховщик? Вызвать на место происшествия сотрудников ГАИ, чтобы зафиксировать факт и разобраться, кто прав, а кто виноват. Положим, вот я стою разбитый, а в нескольких шагах - пост. Так "гаишник" ко мне ни за что не подойдет, поскольку не имеет права разбираться - есть специальная служба. А пока эта служба приедет, часа два пройдет. А у меня встреча с кем-то, сделка срывается, я несу убытки... Мне время дороже, чем тот ущерб, который я, или мне, возможно, нанесут... Потом, говорят, что ежегодный взнос и лимит ответственности будет одинаковым для всех, но ведь машины разные. У меня одна фара стоит $500, а сама машина - $100 тысяч. "Жигуль" же со всеми "потрохами" - $2,5 тысячи...

Виктор, стаж вождения около 30 лет
- Вообще, считаю, что такой вид страхования должен быть обязательным. Почему? Да потому, что у нас, в России, очень плохо ездят, потому что везде очень большой риск. Честно говоря, я не в курсе того, что там за проект закона Дума рассматривает... Не интересуюсь, жду, когда все будет принято, вот тогда и почитаю... Хотя, конечно, такого рода документы должны приниматься с учетом мнений автовладельцев, всех заинтересованных сторон...

Подготовила Людмила Авраменко




 

 

 

 

На главную страницу


 
WebStudio Banner Network

TopList Aport Ranker